Найти тему

Свобода

Франк рассматривал человека в неразрывной связи с Богом. Чело век, являясь самостоятельным, рождается и живет через Бога. В осно ве взаимодействия человека с Богом, с одной стороны, лежит их един ство, а с другой – двойственность. Вера в Бога помогает человеку обре сти границы его подлинного бытия, которое отражается в моментах свободы, в моментах слияния трансцендентального и имманентного начал. Его точка зрения во многом созвучна взглядам Н.А. Бердяева, считавшего, что без божественной благодати человек не может реали зовать свою свободу. Человек подобен Богу, он микрокосм, в котором заложена разгадка макрокосма. Франк обращает внимание на то, что существует граница между «душой» и «духом», вот только однозначно и ясно определить ее за всю историю человечества никто пока не смог. Объясняет он это тем, что переход от «души» к «духу» непрерывен, по этому точно определить границу между ними невозможно. Эти две сущ ности взаимодополняют друг друга. Франк представляет «дух» «поч вой», а «душу» – «корнями» и рисует некий замкнутый круг: «... самый глубокий конец корня в какомто смысле имеет уже характер и свой ства «почвы», не переставая быть «корнем», и что «почва» не только питает своими соками «корни», но както и сама в них внедряется». Понятие «точной границы» неприложимо к реальностям «духа» и «души», и это дает возможность рассмотреть глубокую взаимосвязь между «духом» и «душой». Их отношения основаны на принципе ан тиномического монодуализма единства раздельности и взаимопроник новения. С.Л. Франк пишет: «Мы стоим и здесь перед двоицей, кото рая вместе с тем есть исконнонеразделимое единство, – или перед единством, которое обнаруживает себя как конкретное, подлинно внут реннее всепронизывающее единство именно в неразрывной сопринад лежности, в неудержимом переливании друг в друга тех двоих, на что оно разделяется».