Найти в Дзене

Античность

Социоцентризм отстаивает мысль об абсолютном преобладании об щественных форм жизни над природными предпосылками челове ческого бытия, о приоритете «вареного» над «сырым». Проникнуть в тайну человека возможно лишь посредством изучения сложившихся структур культуры, поскольку индивид интериоризирует их изменчи вые формы. Антропоцентризм возвеличивает человека и, по сути, создает ему культ. Это направление рассматривает присутствие человека во Все ленной как условие возможности научного познания и истинности. Антропоцентризм содержит в себе требование соразмерности соци альных преобразований человеку и очерчивает пределы вмешательства власти в человеческую повседневность. Однако ни одна из выделенных точек зрения не может постигнуть человека в целостности признаков, его определяющих. К целостности относятся: уникальность человека во Вселенной, способность мыслить и понимать, осуществлять свободный выбор, брать ответственность за свои действия, обладать необычайной пластичностью в поведении, производить орудия труда, добывать огонь, пользоваться языком, знать о своей смертности, обладать юмором, зазнаваться, опредмечивать свои замыслы, создавать нечто новое, быть ироничным, быть разумным, быть существом производящим и символическим. И многое другое. Первый шаг к человеку сделала античность. Она отделила индиви да от Космоса как всеобщей субстанции, истолковала человека как свое образный ключ к разгадке тайн универсума. Вычленения личности из общества в античности еще не произошло. Но, тем не менее, антич ность открыла человека как феномен. На протяжении античности, а она длилась 1200 лет, космологические сюжеты уступали место про блемам собственно человеческим.