Найти тему

Грань

Грань между предельным и запредельным бытием проводили и философыэкзистенциалисты (А. Камю, Ж.П. Сартр и др.). По их мнению, предельное бытие представляет собой постоянное состояние ужаса, страха и страдания. Объясняется это тем, что именно там обо стряются противоречия мира и человека. Если же человек переходит в запредельное бытие, то данные противоречия разрешаются. Следова тельно, человек должен стремиться пересечь границу предельного бы тия. За ее пределами он не будет испытывать мук и страданий. К. Ясперс через понятия «пограничные ситуации», «пределы», все гда присутствующие в жизни человека, проясняет специфику экзис тенциальной философии. Погруженность человека в экзистенциаль ное состояние освобождает его от обыденности, делает его жизнь на сыщенной, динамичной. Бытие становится личностно окрашенным, противостоящим всему безликому и стандартному. Экзистенциальные переживания помогают человеку перейти свои внутренние границы или хотя бы пытаться их преодолевать. Толчком для движения в данном направлении является стремление к независимости, к обретению сво боды. По Ясперсу, в ситуациях выбора, предполагающих принятие ре шения, обнаруживает себя диалектика, которая отражает многообра зие связей и взаимоотношений. В работе «Философская вера» Ясперс рассуждает о многозначности понятия «диалектика». По его мнению, диалектика есть, вопервых, взаимодействие противоположностей, приводящее к новообразованию; вовторых, совокупность противопо ложностей, доведенных до антиномий. И, наконец, диалектика есть «... приведение к границам, где бытие являет себя абсолютно разор ванным, где мое собственное бытие становится верой, а вера – пости жением в кажущемся абсурде»30. Мы видим, что мир раскрывается чело веку в пограничных отношениях, но не всегда и не полностью. К тому же Ясперс обращает внимание и на то, что технический прогресс тоже ломает многовековые границы человеческого бытия. В новом бытии человек забывает о великодушии, общении, творении. Иными слова ми, человеческая душа «скудеет»