Своеобразной границей экзистенции у К. Ясперса выступает транс ценденция. Последняя может быть обнаружена на пределе человечес кого бытия лишь в момент обретения состояния свободы. В качестве свободы человек «заклинает бытие как его (бытия) скрытую трансцен дентность», которая является смыслом этого пути. Свобода, рассмат риваемая им как нечто безграничное, преодолевающее пределы даже нравственного мира, выражает собой соприкосновение с трансцендент ным. Ясперс полагает, что только человек наделен способностью пе ресекать границы наличного бытия и проникать в бытие. Наличное бытие для него слишком мало, поскольку внутренний мир личности чрезвычайно богат. Индивиду близко состояние трансценденции. Без этого он чувствует себя неудовлетворенным и опустошенным. Окру жающая реальность не сулит спокойствия. Философ приходит к выво ду, что неудачи, катастрофы приводят человека к некоему погранич ному состоянию, в котором он может познать либо Бога, либо ничто. Познать внутреннее бытие очень сложно, отмечает Ясперс, но в этой ситуации есть выход – прорыв к бытию через свободу. Этот прорыв не обходимо начать с осознания границ чистого бытия с экзистенцией. Для преодоления замкнутости просто необходима трансценденция, выход за пределы, открывающий перед нами явление конечности. Конечность бытия каждый раз проявляется при попытке его постичь. Конечность Dasein (индивидуальное существование) открывает перед нами преде лы чегото иного, в рамках которого оно существует. Экзистенция не понимается им как нечто конечное или завершенное. Являясь пред ставителем религиозного экзистенционализма, Ясперс полагает, что «поводырем» в преодолении границ между экзистенциями является экзистенциональная коммуникация, благодаря которой общение лю дей между собой носит характер философствования.