Постановление Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 ноября 2021 г. по делу № А65-22734/2021
Суть спора: Общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным предписания Административного органа в части внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за выбросив загрязняющих веществ в отсутствие нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ I, II класса опасности для объекта III категории негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС).
Решение суда:
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества.
Фабула дела:
Административным органом в отношении Общества была проведена плановая выездная проверка на объекте, оказывающем НВОС III категории. В результате проверки было выявлено нарушение – отсутствие нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ I, II класса опасности в определенный промежуток времени, в связи с чем расчет платы за НВОС необходимо исчислять с применением повышающего коэффициента 25. Не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось в суд.
Оспаривая данное требование, Общество указало, что в оспариваемый промежуток времени действовал проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в котором были рассчитаны и установлены нормативы допустимых выбросов, в том числе по веществам I, II классов опасности.
Правовое обоснование:
1.В соответствии с частью 4 статьи 16.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») установлено, что при определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
2.В соответствии с частью 8 статьи 16.3 ФЗ «Об охране окружающей среде», при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).
3.Согласно части 3 статьи 22 Закона ФЗ «Об охране окружающей среды» для объектов III категории нормативы допустимых выбросов рассчитываются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).
4.Суд указал, что Общество утвердило проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, спустя некоторое время был составлен отчет проведенной инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в результате чего был утвержден новый расчет нормативов допустимых выбросов для веществ I, II классов опасности. При этом до утверждения новых нормативов допустимых выбросов действовали ранее утвержденные. Данный факт Административным органом не оспаривался. Доказательств того, что утвержденный Обществом проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух прекратил свое действие, признан утратившим силу, отменен, ответчиком не представлено.
Кроме того, подтверждая вышесказанное, в соответствии с вынесенным приказом Общества, ранее утвержденные нормативы допустимых выбросов действуют до утверждения новых. Таким образом, суд находит обоснованным довод Общества о том, что разработка и утверждение новых нормативов обусловлено вовсе не истечением срока действия ранее утвержденных нормативов, а проведением инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и появлением новых источников загрязнения атмосферы.
Резюме суда:
Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах III категории НВОС утверждаются организацией самостоятельно при условии наличия положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии нормативов допустимых выбросов санитарным правилам.
При этом применение повышающего коэффициента при расчете платы за НВОС правомерно лишь в том случае, когда после прекращения действия ранее утвержденных нормативов допустимых выбросов хозяйствующий субъект осуществлял выбросы в отсутствие новых нормативов, утвержденных в установленном порядке.