Несмотря на жару, дамы предстали в полном облачении – в элегантных платьях, с накидками и в шляпках. Каждая была тщательно причёсана. Не отказались помещицы и от украшений, словно собирались на прогулку. Но при этом они держали в руках сабли, и приветственных улыбок не последовало. В 1829 году эти две русские дворянки решили выяснить отношения на дуэли.
У помещиков всегда хватало противоречий. Спорили друг с другом, где начинается чья земля. Не были довольны поведением чужих крепостных – то лес заготавливали не в своих угодьях, то на уток ходили к соседскому пруду… Бывали и длинные семейные истории: Энгельгардты неприязненно относились к князьям Волконским, потому что в конце восемнадцатого века одну из них, Варвару Энгельгардт, отказался взять в жены князь Николай Сергеевич. Даже родство с Григорием Потёмкиным не стало для Волконского аргументом. Необычайно гордый, князь считал партию с Варварой – мезальянсом. Позже этот человек стал прототипом для старого князя Болконского из романа Льва Толстого «Война и мир» - тот тоже постоянно демонстрировал резкий характер и крайнюю нетерпимость к людям.
Орловские помещицы Ольга Заварова и Екатерина Полесова никогда не жили дружно. Соседки не ладили с самого первого дня, когда познакомились, и многие считали, что причина… в муже одной из них. Якобы он был слишком внимателен и учтив с помещицей Полесовой, чем и вызвал в супруге ревнивое чувство. Выход гневу барыня давала обычным для того времени образом – с помощью крепостных. Тяжесть ее ручки в ту пору познали многие. Всё складывалось, как у Анри Труайя:
"Устраивала бесконечные сцены... не могла укротить свои чувства, но в то же время гордилась своим неукротимым характером".
Первые годы помещицы обменивались колкостями при встрече. Не было большей радости, чем досадить другой. В ход шли едкие замечания, смешки, затем началось «перетягивание каната» - в округе искали любого, кто был готов посудачить о противнице. В Орловской губернии круг знакомых Заваровой и Полесовой вскоре разделился на два лагеря. Одни искали недостатки в Ольге Петровне, другие – в Екатерине Васильевне. На праздниках теперь держались особняком, и даже на губернском балу старались оказаться как можно дальше друг от друга.
Вскоре после Заграничного похода императора Александра I супруг Ольги Петровной упокоился с миром. Помещица осталась одна с дочкой Сашенькой. И тут бы положить конец вражде, но она лишь усилилась. От переживаний Ольга Петровна стала еще резче. Могла накричать на управляющего, крестьян своих не щадила, а при встрече с Екатериной Васильевной демонстративно отворачивалась, нарушая все правила этикета.
К лету 1829 года уже обе помещицы потеряли своих мужей. Надо было самостоятельно заниматься хозяйством, и здесь обнаружились другие причины для недовольства – выяснилось, что лес из одного поместья уходит на продажу дороже, чем из другого. А еще несколько крепостных девушек попросились замуж в чужие владения. В девятнадцатом веке легче относились к таким вещам, но Полесова выразила категорический протест. Замужество крепостных она считала делом исключительно своим.
Накопилось так много претензий друг к другу, что в один из дней прозвучал вызов на дуэль. Решено было выбрать сабли мужей – должны же они еще послужить защите чести! В этом вопросе Заварова и Полесова оригинальными не были: госпожа Ворсоухова рапортовала, что в 1823 году в ее салоне случилось семнадцать поединков между дамами. Да что там! В прошлом веке сама Екатерина II взяла шпагу в руки!
Умели ли дамы сражаться? История умалчивает. Но они сошлись возле березовой рощи, неподалеку от барского дома Заваровых, в июне 1829 года. По всем правилам позвали секундантов – в этой роли выступили две их дочери и гувернантки. Француженки робко попросили своих хозяек остановиться, но получили резкую отповедь на языке Вольтера.
Две непримиримые соседки последовали за своими мужьями. Первая – Заварова, Полесова – спустя несколько дней. Юные наследницы, на глазах которых все и произошло, дали горячую клятву… повторить. Каждая винила мать другой в том, что случилось. И вместо того, чтобы извлечь урок и зажить в мире, девушки наняли себе учителей фехтования.
Новая встреча произошла пять лет спустя. Александра Заварова и Анна Полесова предпочли саблям более легкие шпаги. Обе были достаточно подготовлены, но удача оказалась на стороне Александры – ее выпад стал победоносным. А молодую помещицу Полесову отвезли на погост.
Об этой истории долго говорили и тогда, и после. По счастью, дуэли в России со временем практически сошли на нет. Гораздо эффективнее стало решать споры иным способом – можно было заказать эпиграмму, или статью в газете. Или просто обратиться к юристу. Романтический флер поединков растаял. Как утренняя дымка над березовой рощей, где однажды встретились помещицы Заварова и Полесова.
А тем из моих читателей, кому интересны публикации из истории России, рекомендую мою статью:
#наука #история россии #история #семейные отношения #женщины
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!