Когда вы бродите по улицам, вы легко переключаетесь между своей обычной "человеческой" формой, позволяющей вам взаимодействовать с продавцами или теми, кто дает задания, и формой "монструма", позволяющей вам сражаться с различными монстрами, бродящими вокруг, или искать сундук с сокровищами на вершине церкви (серьезно, кто кладет туда вещи?). Все это происходит без особых усилий, и слышать, как жители города комментируют появление Монструмов из ниоткуда - приятный штрих. Похоже, некоторые заработали себе неплохую репутацию.
В некоторых заданиях вам предстоит вернуться в тюрьму, а чтобы попасть туда, часто нужно пройти подземелье. Эти подземелья кишат монстрами, и в конце их часто ждет битва с боссом. Это создает забавную динамику и делает игру интересной. Несмотря на то, что большая часть игры проходит в стенах города, я никогда не чувствовал себя "запертым", поскольку множество подземелий и дополнительных территорий обеспечивают большое разнообразие окружения.
Японский релиз игры состоялся в сентябре 2019 года, а английская локализация появилась только в феврале этого года. Серия Ys, как и ее более известные аналоги Final Fantasy и Dragon Quest, началась с первой игры в конце 1980-х годов. С течением времени в различных играх использовались разные игровые механики, но основной упор всегда делался на сражения в реальном времени. В Ys XI представлен полностью 3D-рендеринговый мир и свободный бой в стиле hack-and-slash, который впервые появился в Ys VII, и продолжается история подвига главного героя серии Адола Крисина.
Хотя геймплей серии сильно изменился за последние (почти) 30 лет, главный герой каждой игры всегда был одним и тем же: на первый взгляд очень непритязательный искатель приключений по имени Адол Кристин. Как и положено искателю приключений, Адол странствует по миру в поисках интересных вещей, новых мест для исследований и время от времени попадает в неприятности.