Стимулирование работников – вещь нужная и даже неизбежная.
Люди не любят работать. Труд ненавидит тело и отрицает мозг. Лучшее время для человеческого организма – блаженное ничегонеделание. К сожалению, получать еду за такое существование способны только котики, да и то лишь те, кому повезло. Людям приходится ходить на работу.
Без внутреннего желания работать человек, само собой, трудится неэффективно. Поэтому работодателям приходится принуждать работников.
В древние времена рабов эксплуатировали под угрозой физической расправы, попозже – заменили этот пережиток на лишение премии и увольнение.
Но суть явления осталась неизменной – работодатели разными методами заставляют людей работать.
Вся система принуждения сотрудников к работе называется стимулированием, её отдельные приёмчики – стимулы. Чтобы у вас не было иллюзий, скажу: слово стимул произошло от латинского stimulus. Так в Древнем Риме назывался острый наконечник на шесте, которым подгоняли быка, запряжённого в возок. То есть образ сразу сложился, да? :)
Итак, стимулирование – это старание работодателя с помощью материальных и психологических средств побудить работников к труду или повышению производительности.
В отличие от римских быков, не видящих разнообразия, современных людей могут стимулировать, образно выражаясь, и кнутом, и пряником. Например, премировать и лишать премии, вручать грамоты и делать выговоры, повышать в должности и увольнять.
Как сами понимаете, внешнее воздействие, даже очень приятное, типа повышения зарплаты, вызывает очень короткий период трудового энтузиазма. Поэтому главная цель стимулирования – вызвать в человеке внутреннюю потребность работать честно и качественно, то есть развить в работниках мотивацию к труду. Только мотивация делает сотрудника высокоэффективным, управляемым и лояльным, тем, кто заработает своему работодателю максимально возможную прибыль.
Таким образом, чем лучше в организации простроено стимулирование работников, тем на более высокий доход может рассчитывать её владелец.