Есть такая гипотеза, что антропоморфные машины (то есть, роботы, внешне похожие на человека) именно за счет внешней аналогии с людьми, в том числе, и по поведенческим характеристикам, могут вызывать неприязнь, отторжение и панический страх у человека.
Назван этот феномен «Эффектом зловещей долины».
Страхом психика человека в рамках данного «эффекта» реагирует на восприятие робота по аналогии с восприятием трупа (и немаловажную роль тут играет «зрительный контакт» с антропоморфной машиной; у робота он – «неживой»).
Вот, и получается, что при контакте с машиной в человеческом сознании возникает диссонанс при «считывании», анализе нечто иррационального: объект двигается (говорит, ходит, как живой человек – психика это фиксирует), но взгляд при этом у объекта – «мертвый» (мертвый, и двигается – конечно, тут запаникуешь!).
Даная иррациональность и запускает защитные механизмы психики, сопровождающиеся сильным испугом и чувством отторжения объекта, что, в свою очередь, активирует архаичные реакции самосохранения в ответ на риск возможной исходящей от объекта опасности: активируется древний принцип спасения – бей или беги.
Опираясь на специфику данного механизма, можно считать, что страх перед машиной, похожей на человека, может быть обоснован инстинктом самосохранения в ответ на контакт с угрожающим, иррациональным объектом – психика, в этом случае, своего рода, перестраховывается, побуждая человека бояться антропоморфной машины.
Поэтому никакой мистики в феномене нет – только проявление активности лимбической системы ГМ человека.