До окончания второй мировой войны гидросамолеты были важным инструментом у военно-морских сил всего мира. ВМС США ничем не отличались и представили ряд успешных проектов. Даже в послевоенную эпоху военно-морской флот продолжал их эксплуатировать, но сегодня эта потребность отпала.
Главным отличием гидросамолетов является возможность приземляться на воду и плавать, как обычная лодка. При описании этих самолетов термины "гидросамолет" и "летающая лодка" используются взаимозаменяемо. Но разница все же есть. Летающие лодки - это, скорее подвид гидросамолетов, которые представляют собой летательные аппараты с корпусом, похожим на лодку, который позволяет им приземляться на воду. Между тем в плавучих самолетах, то есть переделанных из обычных установкой поплавков на крыльях и под днищем самолета.
Термин "гидросамолет" охватывает, и то и другое и используется для описания воздушного судна, которое может садиться на воду, используя любые средства. Некоторые гидросамолеты также могут приземляться на сушу, используя убирающиеся шасси. Еще их называют самолеты-амфибии.
Способность взлетать и садиться на воду делает их исключительно универсальными. Они особенно полезны в отдаленных местах, где отсутствует инфраструктура для обслуживания воздушных судов. Они могли совершать более длительные перелеты над океаном, поскольку могли заправляться не только на аэродромы.
Поскольку им не нужны были взлетно-посадочные полосы, а часто это решающий фактор, который ограничивал размеры самолетов, они выросли до огромных размеров. Многие гидросамолеты, производимые до холодной войны, входили в число самых крупных самолетов в мире. Взлетно-посадочных полос, способных принимать самолеты больших размеров, было не много. А для гидросамолетов это не проблема.
Они также были безопаснее в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, потому что в любой момент могли приземлиться на воду, а экипаж мог провести ремонт или дождаться спасения.
Они очень полезны в отдаленных районах, куда они могут доставлять людей и припасы без необходимости взлетно-посадочной полосы. Кроме того, существующие аэродромы могут быть уничтожены бомбами. А вот морская гладь - нет.
Естественно, что большие размеры и универсальность летающих лодок привлекли внимание военно-морских сил во всем мире. Военно-морской флот США вложил значительные средства в создание таких самолетов.
Дальность действия летающих лодок, безопасность использования и размеры делали их полезными в разведке и идеальными для поисково-спасательных операций. Летающие лодки могли просто приземлиться рядом с терпящими бедствие людьми и поднять их на борт.
Одной из самых известных летающих лодок ВМС США является Consolidated PBY Catalina (далее "Каталина"). За всё время было построено более 3300 единиц летающих лодок "Каталина" и использовались они на всех ТВД во время Второй мировой войны.
"Каталина" совершила свой первый полет в 1935 году и оставалась на военной службе некоторых стран до 1980-х годов. Некоторые уцелевшие летающие лодки "Каталина" используют и в настоящее время, для тушения природных пожаров.
Consolidated PBY Catalina производились на протяжении всей Второй мировой войны. Существовало несколько модификаций, которые активно использовались союзниками. Производилась в США и Канаде в 1930-х и 1940-х годах. До 1982 года стояла на вооружении ВМС Бразилии. Отдельные экземпляры продолжают эксплуатироваться до сих пор.
Малая партия летающих лодок Consolidated PBY Catalina выпускалась по лицензии в СССР, а к концу войны этот самолёт поставлялся для ВМФ СССР в рамках военной помощи.
Известные летающие лодки послевоенного периода.
Martin JRM Mars - это 4-хмоторная летающая лодка, которая была разработана в 1938 - 1943 годы как «летающий дредноут» дальний океанский патрульный самолёт. Было выпущено семь опытных образцов и 6 серийных. Martin JRM Mars - это самая большая винтовая летающая лодка, когда либо созданная. Её вес составлял более 80 тонн, а размах крыльев - 60 метров.
Martin PBM "Mariner" Мk 162 был меньше "Марса" но выпускался в гораздо большем количестве и служил патрульным бомбардировщиком на протяжении всей Второй мировой войны.
Летающая лодка Martin PBM "Mariner" Мk 162 была создана под руководством авиационного конструктора, эмигранта из России Михаила Ваттера для замены "Каталины".
После окончания Второй мировой войны потребность в летающих лодках сильно уменьшилась, но их разработка продолжалась, но уже с использованием новых технологий, появившихся в эпоху реактивных самолетов.
Появились такие самолеты, как турбовинтовой Convair R3Y Tradewind в 1954 году и реактивный бомбардировщик летающая лодка Martin P6M "SeaMaster" ("Сиамастер") его планировали использовать для доставки ядерного оружия. Сиамастер мог достигать скорости в 700 миль/час (1125 км/час).
Сегодня американские военные довольно равнодушны к гидросамолетам. Необходимость приземляться на воду при перемещении между островами отпала со строительством аэродромов, достаточно больших, чтобы обслуживать даже тяжелые бомбардировщики по всему Тихому океану. Новые реактивные самолеты способны летать намного быстрее и дальше.
Некоторые производители пытались производить гидросамолеты. Авиастроители предлагали их коммерческим авиакомпаниям, но они просто не могли конкурировать с постоянно совершенствующимися пассажирскими самолетами и инфраструктурой.
Летающие лодки все еще используются, поскольку их преимущества по-прежнему полезны в изолированных местах и при тушении пожаров, особенно лесных.
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!
Подписывайтесь на телеграмм-канал: t.me/real_militan
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399
Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Спасибо за внимание и до новых встреч!