В народе давно уже ходит миф о том, что, дескать, талибы, не так давно пришедшие к власти в Афганистане, уничтожают местные опиумные поля. И вообще, это первое, что они сделали, придя к власти ещё в 90-х.
На самом деле, это не так. Вернее, не совсем так.
Вообще впервые мак начали массово растить в Афганистане в 18 веке. Именно с целью изготовления из него соответствующих веществ, конечно (раньше он там тоже рос, но как обычный пищевой продукт). Но именно в 20 веке это аграрное производство достигло своих огромных масштабов и процветания! Климат тут как раз подходящий: тепло, солнечно, нормальные для мака почвы, воду для полива достать тоже несложно. Так что «фермеры» быстро перешли с пшеницы и других культур на мак.
Поскольку в Афганистане не только много народностей, но и родовых кланов, то каждый из них контролирует определённые территории. И вышло так, что выращивать растения, идущие на изготовления опиума, проще всего. И возвращаться обратно на пшеницу с картошкой сильно неохота.
Что касается конкретно талибов, то они, как на горке, - то запрещали выращивание этой опасной культуры, то снова разрешали.
После того, как в 1989 году СССР ушёл из Афганистана, маковое фермерство тут расцвело пышным цветом. Однако! Когда в 90-х талибы пришли к власти, то начали запрещать это дело. Они говорили, что это не соответствует исламским традициям. Ни торговать, ни выращивать нельзя!
Харам.
Естественно, маковых полей стало очень мало, они были только там, куда талибы по разным причинам не могли толком добраться. Плюс ко всему наркоманов избивали, сажали в тюрьмы и т. д. В связи с этим, ведущие страны мира и Организация Объединённых Наций даже сказали талибам что-то вроде: «Ай, молодцы!».
Однако недолго музыка играла. Постепенно новые власти сообразили, что надо откуда-то брать денежки на вооружение, питание и зарплату для солдат, житьё-бытьё для народа и всё такое. Гражданская-то война н думает утихать. А откуда брать бабосы? Никаких особых полезных ископаемых в Афганистане нет (это, кстати, ответ на то, почему страну никто никогда не завоёвывал — она нафиг раньше никому не нужна была, завоеватели просто шли по Афганистану дальше на запад или на восток). Наукоёмких технологий в стране тоже нет и т. д.
Так что было решено получать доход от выращивания мака и производства опиума, точнее, - от налогов на эту отрасль. Плюс ко всему поощрялась контрабанда товаров из Пакистана — опять же налогооблагаемая. То есть объясняю на пальцах: власти брали налоги с производств и услуг, которые сами же и запретили!
Постепенно запрет на нарко-отрасль был просто снят.
При этом употребление наркотиков осталось запрещённым.
В результате опиумные поля стали частью экономики страны. Здесь почти не было людей, которые не связаны с этим бизнесом, поэтому его ликвидация никому не была выгодна. Налог на фермеров и продавцов составлял 10%, но постепенно рос. Поскольку правительство было заинтересовано в этой отрасли, то фермеров даже учили как правильно выращивать мак и снабжали нужными удобрениями.
В конце 20 века талибы снова запретили маковый бизнес. Опять же для того, чтобы получить различные преференции от мирового сообщества. Но как только случилось 11 сентября 2001 года (террористическая атака на башни-близнецы), талибы поняли, что хорошее отношение утеряно, и снова закрыли глаза на выращивание опиума. Что интересно, когда американцы убили Усаму бен Ладена и стали хозяйничать в Афганистане после 2002 года, маковый бизнес никуда не делся, а продолжал процветать.
В этом году, как известно, Талибан снова захватил власть в большей части страны. И продолжает брать налоги с опиумных фермеров, не запрещая этот бизнес. Просто потому что это часть экономики, и это то, чего хотят от власти люди.
Если понравилась статья, ставьте палец вверх. Подписывайтесь!