Найти в Дзене
Не хочу назад

50 оттенков справедливости.

Когда говорят о коррупции, то большинство из нас представляет себе грандиозные взятки, заграничные счета, кубометры наворованных денег. Правительство же, наоборот, иногда делает заявления, что основные коррупционеры в нашей стране — это учителя и врачи. Дескать, бутылка коньяка доктору или букет учительнице и есть признак оголтелой коррупции. Но, как мне кажется, эта мерзость настолько пропитала нашу жизнь, что ее можно найти практически в любой сфере нашей жизни. Даже в тех, где все кажется привычным и спокойным. Попробую объяснить свое мнение на примере.

Когда-то Петр I ввел «Табель о рангах». Там все чиновники были расставлены по полочкам. Это первый ранг, это пятый. Это военные, это придворные… И так 14 рангов. К этому нужно обращаться одним способом, к тому – другим. Были прописаны привилегии, на которые претендовал представитель того или иного ранга. И просуществовала эта градация 200 лет, до того, как была отменена пролетарским правительством после революции.

Новая страна была не той, что прежде. Сама революция во многом произошла из-за того, что люди были недовольны неравенством. И новая власть провозгласила о том, что новое государство будет основано на справедливости. Объявив привилегии одних перед другими пережитком прошлого, советская власть тут же начала вводить новую градацию. Сначала вяло, а потом дело пошло с размахом. До сегодняшнего для очень популярно выражение: «для некоторых категорий граждан». Старые ранги это было плохо и несправедливо, а новые категории – скачок в царство равенства.

Куда там Петру с его жалкими 14 уровнями. Тут дело было поставлено на поток. И деление проникло туда, куда раньше и в голову не могло прийти.

Артисты стали не просто артисты, а заслуженные какой-либо республики, народные республики, заслуженные СССР, народные СССР. Каждому званию – своя зарплата, какие-то льготы… Это в буржуазии какой-нибудь Джек Николсон просто всемирно известный актер, не имеющий даже звания заслуженного артиста Калифорнии. У нас не так. У нас всё по справедливости.

То же у спортсменов. Первый разряд, второй, юношеский, кандидат в мастера, мастер международного класса, заслуженный мастер… Этому положено столько, а тому — вот столько!

В армии не хуже. Однажды собрались с мужиками и, как водится, разговор зашел и про армейское прошлое. В конце вечера я пришел к выводу, что в случае начала боевых действий копать окоп придется только троим из собравшихся пары десятков человек. Только у нас было звание рядового. Все остальные – сержанты разных сортов, старшины. Вот не понимаю я. Смотрю кино про какую-нибудь западную армию. И там сержант – это крутой начальник. У него в подчинении человек сто. А у нас четверо из десяти – сержанты. И может ли кто-то внятно объяснить разницу между просто сержантом и младшим (или старшим) сержантом? А это разные звания. А есть еще ефрейтор! Еще и не сержант, но копать ему уже не положено, он ведь старше по званию… Есть три разновидности лейтенантов, четыре – генералов и несколько маршалов. И у каждого – свои привилегии, своя пайка и свои льготы.

Кстати, о льготах. Возьмите любую общность людей, и вы обязательно наткнетесь на тех, кому положены льготы. Северный стаж, стаж в регионах, приравненных… Служба в воинской части, непрерывный стаж, проживание в сельской местности в течение…

И на любую из этих градаций составлены таблицы, рассчитаны квоты и распределены льготы. Огромное количество людей всю жизнь работают над тем, чтобы максимально справедливо распределить блага, сами ничего не производя при этом, кроме этих бесконечных таблиц.

Можно спросить, а при чем тут коррупция? Ведь разговор ведь начался именно с нее. А дело вот в чем. При такой подробной, запутанной системе деления людей на категории возникает не менее сложная система распределения. Одному положен просто бутерброд. Второму – бутерброд с колбасой. Третьему – с колбасой и сыром. Четвертому – тоже с сыром, но с более дешевой колбасой… И в каждом случае есть не просто служба, а конкретный человек, с фамилией и номером паспорта, от подписи которого зависит толщина бутерброда. А у этого человека есть родственники и друзья. А еще есть множество людей, готовых отблагодарить его за то, чтобы из одной категории плавно перебраться в другую. Вот так и возникает та самая коррупция. И размер ее зависит от того, на какой высоте сидит подобный персонаж и какой ценности бутерброды он распределяет.

Люди должны получать достойное вознаграждение за свой труд не из-за наличия у них льгот, а потому, что труд их востребован и справедливо оплачивается. В стране небедных людей такая градация не нужна. Она действует лишь там, где каждый кусочек является наградой и его еще нужно заслужить у вышестоящих распределителей. А само по себе это деление на категории малоэффективно, каким бы подробным оно не было. Жизненные ситуации редко совпадают и зачастую так бывает, что льготы получает тот, кто просто оказался в нужном месте в нужное время, и не получает тот, кто пахал всю жизнь, но забыл что-то оформить или потерял какую-нибудь бумажку. Или не доработал трех дней до стажа, дающего право на дополнительный пряник.

А то, что нас бесконечно делят, не просто малоэффективно, но и вынуждает нас содержать огромную армию бездельников, взвешивающих свою справедливость на весах. Да еще и требующих от нас благодарности за право на лишнюю крошку.

Лично мне такая система кажется пустой и в корне неправильной. А вы что думаете по этому поводу? Пишите, обсудим. Но друг друга обсуждать не будем, пообщаемся по теме статьи. И воздержимся от хамства.
#общество #россия