Найти в Дзене

Экзамен

Одновременно шло строительство пятой и шестой доменных печей, на тот момент самых крупных в Азии. Не помню, по какой причине, но все работы на пятой домне велись в авральном режиме, в три смены. Так случилось, что в мою ночную смену выпало монтировать засыпное устройство. Его надо было поднять на примерно сорокаметровую высоту и установить таким образом, чтобы допустимый зазор не превышал сотые доли миллиметра, при том, что вес засыпного устройства равен, если не вру, где-то около пятидесяти тонн.

К сожалению, кроме имени Павлик, я толком ничего не знаю о бригадире, который с нашей стороны отвечал за эту операцию. Но то, что он был отменным и опытным специалистом, знаю наверняка. В помощь ему был придан переводчик, то бишь я, и бригада индийских рабочих во главе с молодым и весьма амбициозным инженером.

Засыпное устройство уже в собранном виде покоилось на своеобразном постаменте. Его необходимо было застропить (закрепить тросами на крюке подъемника) и с помощью лебедки поднять на колошник. Техническая справка от технически не совсем грамотного человека: колошник – это верхняя часть доменной печи, на которую монтируется засыпное устройство или, что то же, засыпной аппарат. В функцию этого аппарата входит равномерное распределение шихты (смеси руды, топлива, и пр.), засыпаемой в печь через специальное отверстие. От точности установки данного аппарата на этом отверстии во многом зависит качественная работа всей печи.

Павлик разделил бригаду на две части. Одну часть во главе с инженером оставил внизу, а со второй мы поднялись на колошник, где он расставил рабочих по местам и с моей помощью, а больше с помощью жестов, так как не все понимали по-английски, объяснил им, что им придется делать. После чего мы спустились вниз.

Пока мы находились наверху, рабочие под руководством нашего молодого инициативного индийского коллеги успели застропить засыпное устройство, и, в ожидании нас, в любимой позе индусов, на корточках, сидели вокруг него.

Едва мы спустились, инженер подошел к нам и, явно ожидая похвалы за проявленную инициативу, заявил, что аппарат можно поднимать.

Павлик медленно обошел устройство, внимательно осматривая каждый строп, после чего через меня попросил инженера переделать работу. У того аж желваки заходили.

- Я все сделал правильно и устройство можно поднимать.

Рабочие, не понимая толком, что происходит, но предчувствуя скандал, на всякий случай отошли подальше от засыпного агрегата.

Павлик, не желая обострять ситуацию, обращаясь ко мне, сказал:

- Ты как можно доброжелательнее объясни этому парню, что в том виде, в каком он эту хреновину застропил, стропы продержаться минимум десять-пятнадцать минут. А нам нужно пару часов.

Я добросовестно перевел его слова индусу.

А у того вожжа под хвост пошла. И он ни в какую не желал отдавать приказ своим подчиненным переделать работу.

Тогда Павлик молча достал из кармана брусок мела и на каждом стропе сделал пометку в только ему одному известном месте. После чего подошел к лебедке и приподнял устройство на высоту примерно одного метра над постаментом.

Прошло пять тягостных минут, в течение которых молодой индус, не понимая, что происходит, нервно курил.

Взглянув на часы, Павлик снова подошел к лебедке, опустил устройство на постамент и кивком подозвал инженера подойти поближе и взглянуть на помеченные им ранее мелом места на стропах. На каждом из них толстенный стальной трос был, как ножом, перерезан до середины.

Инженер смутился.

Павлик приказал снять поврежденные стропы и застропить устройство заново, лично проверяя каждый устанавливаемый строп. После чего, через меня попросив инженера внимательно следить за его жестами и контролировать работу оператора лебедки, полез на колошник.

К этому моменту уже наступила ночь. На верху домны включили мощные прожекторные лампы и каждый жест Павлика отчетливо просматривался снизу.

Но дело явно не заладилось. Сверху Павлик что-то активно показывал жестами. Снизу оператор вроде бы добросовестно следовал этим его немым указкам и инженер тоже вроде бы как мог ему ассистировал, но воз, как говорится, «и ныне был там». Наконец Павлик прекратил подъем, спустился вниз, подошел ко мне и спросил:

- На лебедке когда-нибудь работал?

Я отрицательно покачал головой.

- В принципе это несложно. Там всего несколько кнопок. Сейчас я тебя научу.

Он отстранил оператора от лебедки и стал объяснять мне принцип ее работы.

- Главное, внимательно следи за моими руками.

Далее он разъяснил мне смысл жестов: вверх, вниз, вверх помалу, вниз помалу и пр. Мы немного, не касаясь кнопок, потренировались. После чего Павлик через меня сказал инженеру, что задействует только ту часть бригады, которая находилась с ним наверху и что остальные во главе с ним пока могут отдыхать. И полез на колошник, а я остался у лебедки.

Я неукоснительно следовал тому, чему Павлик обучил меня. От того, что голова моя была постоянно задрана кверху, шея затекла и ныла. К тому же было нестерпимо жарко, и пот заливал глаза. Но я, боясь упустить малейшее движение руки Павлика, не решался снять руку с пульта лебедки, чтобы его вытереть. Не знаю, сколько прошло времени, но от напряжения я весь онемел. Наконец Павлик скрестил и быстро развел в стороны руки, и мукам моим пришел конец.

Спустя какое то время Павлик вместе со своей частью бригады спустился вниз, устало опустился на какой-то патрубок и закурил. Я уселся рядом. Молодой инженер нерешительно потоптавшись неподалеку, тоже закурил. Рабочие же, сбившись в плотное кольцо, что-то оживленно обсуждали. Вдруг от группы отделился один из них и подошел к нам с Павликом.

- Russian men– good specialists, very good, - сказал он, пожал нам с Павликом руки и пошел к своим.

Павлик обернулся ко мне:

- Кстати, поздравляю, сегодня ты сдал экзамен на монтажника-высотника.

- Какой же я монтажник-высотник? Я же ни хрена в вашем деле не смыслю.

- В нашем деле важно не знать, а в нужный момент научиться тому, что в этот данный момент нужнее всего. Сколько лет ты проработал на лебедке? Ни минуты! Получается, что с первой попытки, да еще ночью, да еще в самые короткие сроки мы с тобой смогли поставить это гребанное засыпное устройство на место! Пацаны мне завтра точно не поверят. Будут проверять. А там с этим все в порядке. Я сначала сам не поверил. Три раза перемерял. Все тютелька в тютельку! Так что, поздравляю.