Взять сразу самых-самых - Кирилла Серебренникова, Константина Богомолова и для гендерного равновесия Авдотью Смирнову.
Что ни биография - то песня! А если улучшить её постулатом "я - художник, я так вижу", то и пляска. В одной кассете.
Про Григория Александрова сделали же кино. А чем Серебренников хуже? Одну Википедию стоит открыть - дальше и ходить не придется. Кстати, ощущение, что мастера экрана и не ходят, сложилось у зрителя давно.
Форму подачи можно взять из работ мастера. Построить сценарий как серию откровенных полароидных снимков, объединенных самой яркой темой жизни режиссера - изображая жертву.
Тут можно оторваться не по-детски. Какой домашний арест? Только тюрьма! Только застенки! А там видения... Что может сниться человеку в изоляции?
Его лучшие работы. Его работа над этими работами.
"Раздетые" (1998). "Дневник убийцы" ( 2002), "Постельные сцены" (2003).
Дальше сами. У режиссера большой послужной список, есть где разгуляться.
Из биографии строчки не выкинешь, может, у кого-то и поднимется рука на предков режиссера. Лично я - против. Хотя представьте, какое поле для фантазий сценариста предоставляет интернет (это одна Вики, без погружения в мемуары и развороты "Экспресс-газеты"):
- дед работал режиссером на киностудии "Молдова-фильм",
- мать-украинка была учительницей русского языка и литературы,
- отец - врач-уролог, соавтор пособия "Хирургическое лечение эректильной импотенции",
- почти все родственники в Израиле, сам герой - буддист, в 2008-м хотел пройти по улице с плакатом "Я - грузин",
- сражался как лев за свободу "Пусси Райот", бился с верующими, которым не понравился неожиданный "Тангейзер",
- считает Россию "страной неотменённого рабства", предлагает остановить "катастрофический рост невежества и мракобесия" (как бы здесь Бероев с Шукшиной и Кинчевым пригодились),
- слоган придумывать не надо - он уже есть в сети: "Россия сейчас ведёт себя как нищий гопник, который от горя сошёл с ума".
Здесь можно было бы обалденную рок-композицию замутить. Для всех времен и народов. Президенты, цэрэцушники, кагебешники...
Для пущей актуализации добавить гопака и врачей-урологов (боль от потери специализации из-за ковида).
Был бы хит из хитов.
*******
С Богомоловым можно столько навертеть.... Ой, даже голова закружилась. Человек, у которого Кармен - Сонька Золотая ручка, а Ромео соблазнил Джульетту своей мускулинной энергией, отсидев в тюрьме по вине ее папаши-олигарха, заслужил!
Но я бы сделала заход в киноэпопею об этом прекрасном человеке с эпизода, когда он попадает в катафалке со своей избранницей не в загс, а прямо туда, куда обычно уезжают пассажиры этого автотранспорта.
И уже в преисподней - картины маслом в стиле кузнеца Вакулы, который славно их малевал (тут можно ввести элементы запорожского фольклора, тоже для дыхания сегодняшних ветров).
Лучше всего взять за основу решение режиссера, например, в постановке оратории Генделя, которую Константин назвал "Триумф Времени и Бесчувствия". Поскольку ему кажется недостаточным рассказать содержание зрителю текстом автора и жестами актеров, то без ленточки горящих субтитров для полноценного понимания его личной истории не обойтись.
Чтобы проиллюстрировать, как работает могучий страстный мозг режиссера и показать во всей красе его богатый внутренний мир, можно, не напрягаясь, взять строчки из ЖЖ какого-нибудь его поклонника.
Итак, художник в своей творческой мастерской. Голова как улей с разбушевавшимися плечами. Революция медоносов. Мысли не вслух, поэтому пишем словами по кадру:
"Девочка Лена Закатова стала жертвой маньяка Чикатило, пока ее родители были в опере".
"Отец-Бесчувствие - не просто папа убитой девочки, но и падре, у которого во время службы "диагностирован порок", но его прооперировали, пересадили девочкино сердце, и он, вернувшись к жизни (воскрешение Бесчувствия сопровождается раздачей крашеных яиц ближнему партеру), продолжил проповедовать, но перешел в радикальный ислам и к концу первого акта готовит теракт, закладывает взрывчатку в колонны портика".
Если я продолжу, публикацию остановит робот на первых секундах чтения.
А сценарист может позволить себе ВСЁ! И даже больше.
Вы наблюдаете это ежедневно на театральных подмостках за собственные деньги и по телевизору без.
Собчак не включила, потому что она слишком очевидна. Я бы женила в фильме Богомолова на ком-нибудь другом.
А что такого?
**********
С Дуней Смирновой, кстати, та же история. Я бы не стала на нее Чубайса сразу вешать, а копнула бы странную эпопею со "Школой злословия" и Татьяной Толстой.
Вот где драма и трагедия, вот шекспировские страсти. Не то битва двух самолюбий, не то война за неразделенный партер и гонорар.
Тут огромная поляна для версий судьбы. А если включить в работу над сценарием человека с огромным опытом и знанием предмета под именем Анна Пармас - такой фейерверк взорвется!
Достаточно оценить старт и триумф сценариста.
Начало ее пути в искусстве:
А триумф вы в прайм-тайм на Первом смотрите. "Вертинский".
Там рядом, правда, еще две фамилии стоят. Одна из которых сама Авдотья.
Исходя из ее понимания, что можно, что нельзя, прикасаясь к биографии реального человека, я бы и писала сценарий о жизни режиссера-сценариста.
Ей бы понравилось.
Нравится же Дмитрию Гордону, как он вчера признался, быть на устах у вип-журналистов, что бы о нем ни говорили.
Главное, чтоб говорили. Кричали! Писали! Замечали.
Имя. Публика. Касса...
**********
Мне очень нравится Григорий Горин, о котором никто ничего не будет снимать.
Потому что устами барона Мюнхгаузена он предупредил:
- Когда вы хоронили моё бренное тело, я старался не обращать внимания. Но когда стали отпевать мою душу... Это не мои приключения. Это не моя жизнь. Она приглажена, причесана, напудрена. И кастрирована.
Баронесса (с интонацией Авдотьи, Анны, Джона и авторов других сценариев):
- Обыкновенная редакторская правка.
- Дорогая, ты же знаешь - когда меня режут, я терплю, - отвечает будущим авторам сценариев Горин. - Но когда дополняют - становится нестерпимо.
- Но пойми - ты себе уже не принадлежишь! Ты - миф. Легенда! И народная молва приписывает тебе новые подвиги.
- Молва не додумается до такого идиотизма!
Мне кажется последнюю реплику нужно набрать большими золотыми буквами и повесить над рабочими столами режиссеров и сценаристов, берущихся экранизировать жизнь людей, которые принадлежат не только им. Но и миру, который их помнит.