Найти тему
НУАР-NOIR

Позднесоветский нуар, воспроизведенный в кино «нулевых»

-2

Трехсерийный фильм «Привал странников» (1990) возник на «волне Перестройки», что позволяет понять некоторые его стилистические и сюжетные особенности. Более того, через полтора десятилетия он был трансформирован в третий сезон уже российского сериала «МУР есть МУР». К слову сказать – фраза, позаимствованная из ранних советских нуаров, а именно, «Дела пёстрых» (1958).

К началу 90-ых годов особенности криминального жанра в советском кино были полностью сформированы. Однако некая конъюнктура рождала спрос на новые имена и именно тогда талантливый сценарист Анатолий Степанов («Женщина, которая поет») решил превратить в своего рода эпопею «приключения» Александра Смирнова, коего он «ввел в действие» несколькими годами ранее в созданной на основе собственного же сценария повести «В последнюю очередь».

Надо отметить, это был редкий для тех времён случай «киноромана». То есть вначале возникал в известной степени популярный кинофильм, а затем на основе его писалось литературное произведение. Дабы дать свободу творческой фантазии, автор (как сценария, так и повести перенес) перенес действие в современную ему Москву, где оказывается вышедший на пенсию следователь по особо важным делам Александр Смирнов.

Встречу со старыми друзьями он решил отметить в «кооперативном» кафе «Пивал странников». Чтобы вы понимали особенность ситуации: в указанное время продажа «напитков» в обычных магазинах превращались в форменные побоища – печальное следствие кампании, начатой Горбачевым.

А страна находилась вообще на пороге введения карточной системы. Что-либо свободно съесть и выпить можно было только в «кооперативных» кафе, где ценники существенно отличались от привычных для обычного «советского гражданина».

Кадр из фильма «Привал странников» (1990)
Кадр из фильма «Привал странников» (1990)

На следующее утро, для «поправки здоровья» люди решили оказаться за тем же столиком. Но кафе было подозрительным образом закрыто. А затем выяснилось, что и вовсе прекратило работу. Прошлым вечером функционировало, а через несколько часов уже нет... Ведь странно же?

Кадр из фильма «Привал странников» (1990)
Кадр из фильма «Привал странников» (1990)

От «кровавых» красавиц до советских ню-триллеров

Участковый, который по наводке «важного пенсионера» начинает задавать вопросы, гибнет при таинственных обстоятельствах. Его судьбу едва ли не разделил сам Смирнов. Мол, суешь свой нос, куда не надо, дед. Собственно типичный для нуара поворот сюжета, который имел не менее типичное следствие – «следователь на пенсии» решил сам узнать подробности этого «дела».

Кадр из фильма «Привал странников» (1990)
Кадр из фильма «Привал странников» (1990)

Эро-нюансы ночного и беспутного Токио

Как того требовал «дух Перестройки», зрителю были явлены не только уголовники, но разномастные коррупционеры из числа представителей партийного аппарата и даже нечто новое для советского кино - «грязные копы». Причем, не какие-то мелкие мздоимцы, а совершенно аморальные типы с абсолютно реальными милицейскими погонами. Невольно вспоминается фраза «сипатого майора»: «Полковник, а ведь хорошо, что мы тебя не убили»…А ещё фильм ввел в оборот анекдот про генерала, у которого есть «свои дети»

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц