Найти тему
Светлана Аксенова

Сестры

Реальные истории трех поколений. Трех мужчин, что создавали музыкальные инструменты. Недавно ушел и последний из мастеров  Юрий... Это он мне рассказывал про свою семью и про то, как научился творить. Это он в семь лет блистал на сцене со скрипкой. А я та самая Лана... его муза... Посвящается Юрию Экрамовичу Яхину.
Реальные истории трех поколений. Трех мужчин, что создавали музыкальные инструменты. Недавно ушел и последний из мастеров Юрий... Это он мне рассказывал про свою семью и про то, как научился творить. Это он в семь лет блистал на сцене со скрипкой. А я та самая Лана... его муза... Посвящается Юрию Экрамовичу Яхину.

Скрипнула дверь кладовки и вошедший хозяин положил на полку еще одну скрипку в футляре.

- Принимайте соседку, - пошутил Юрий и, выключив свет, вышел.

- Ну-ка, ну-ка, - дождавшись, пока шаги хозяина стихнут, заелозила скрипка старожил. – Кто там у нас?

Замки футляра, звонко щелкнув, выпустили на волю красавицу с волнительными формами. Красотка, цвета корицы, взмахнув изящной головой с завитками и покачивая крутыми бедрами, подошла к чехлу с Виолончелью.

- Расчехляйся, - капризно протянула она. – У нас тут новенькая.

- Помоги мне, - раздался сонный голос изнутри.

Молния поехала вниз и к Скрипке присоединилась томная Виолончель вишневого цвета.

- Ты спала, что ли? – спросила Скрипка цвета корицы.

- А, чем здесь еще заниматься? – кокетливо пожала плечиками Виолончель и открыла футляр с новенькой.

Оттуда робко выглянула Скрипочка нежного янтарного цвета.

- У-у-у-у, какая, - протянула Скрипка. – Блондиночка…. А завитушки-то красивые! Выходи не стесняйся.

- Здравствуйте, - скромно промолвила та.

- Да привет, привет, - по-матерински обняла Скрипочку Виолончель. – Изящная какая. Чувствуй себя, как дома. Мы теперь твоя семья. Я, как ты догадалась, Виолончель, а между собой мы называем меня Вио. А Скрипку - Кори. Тебя же Скрипочка за твой янтарный цвет, будем называть Янта. Согласна?

- Согласна. Я больше не буду играть? – печально спросила Янта.

- Этого сказать не можем, - вздохнули новые подружки. – Тоже мечтаем снова выйти на большую сцену и сорвать бурю оваций.

- А какой у тебя голос? – поинтересовалась знойная Кори.

- Лирическое сопрано, - тихо ответила Янта. – А у вас?

- Меццо-сопрано, - гордо откинув темные завитушки, произнесла Кори.

- А я, - захихикала вдруг Виолончель, - А я тенор и бас.

- Ой, - удивлено вздохнула Янта. – А покажи!

Вио томно вздохнула сочным басом.

- Ах, как красиво! – Янта поддержала подругу проникновенным сопрано.

Кори, лукаво улыбнувшись, прошептала:

- Накроют сейчас наше трио, - и, не удержавшись, вплела в дуэт глубокое меццо-сопрано.

За дверью кладовки раздались шаги.

- Девочки, замолкаем, - шикнула Виолончель.

Дверь открылась и ярко вспыхнувшая лампочка, открыла удивленному взору Юрия расчехленные инструменты.

- Это еще что такое? – недоуменно произнес он. – Лана! Ты инструменты трогала?

- Я? – к Юрию подошла стройная женщина с ярко синими глазами и густой копной золотистых волос и с любопытством заглянула внутрь кладовки.

- Ничего не понимаю, - пробурчал Юрий. – Точно помню, все лежали на местах. Надо витамины попить для памяти.

- Это я, Юрочка, - закусив нижнюю губу, призналась женщина.

- Ты? А зачем?

- Просто любовалась инструментами, а потом отвлеклась на что-то и забыла зачехлить. Извини меня.

- Да ничего страшного! Только рад, что наши интересы совпадают, - добродушно прогудел Юрий, укладывая инструменты по местам.

Свет погас, дверь закрылась.

- Допиликались! – тихо хихикая, проговорила Кори. – Опять по гробам распихали.

- Ночью поговорим, - предложила Вио. – А сейчас давайте поспим.

Янте снилось, что Юрий исполняет концерт Брамса с оркестром, а она из-за всех сил помогает хозяину передать гамму чувств и эмоций великолепной музыки. Снились бурные овации и букеты цветов, летящие на сцену. Крики: «Браво!» и «Бис!» И ей купающейся в восхищении публики, жуть как не хотелось просыпаться в темной кладовке.

- Эй, малышка, - сквозь сон услышала Скрипочка голоса подруг. – Вставай, вставай! Уже луна взошла, и пришло наше время.

- О чем будем беседовать сегодня? – поинтересовалась Кори.

- А о чем вы обычно разговариваете? - пристроившись рядом с Виолончелью, вздохнула Скрипочка.

- Да так, - пожала плечами та. – Обо всем…и ни о чем…

- А давайте вспомним необычные события, произошедшие с нами, - предложила Янта.

- Хм, - хмыкнула Вио. – Пожалуй, удивлю вас! У меня есть сногсшибательная история, которая случилась очень давно со мной и моим хозяином.

- Мы слушаем, - затаили дыхание подруги.

- Было это очень давно, более века назад. Я тогда была совсем молоденькой и игривой.

- А сейчас, можно подумать, ты старая сварливая клюшка, - нахально вставила Кори.

- Не перебивай старших! – смешливо отмахнулась рассказчица и продолжила:

- Хозяина, который сотворил меня собственными руками, звали Алим. Жил он с семьей в городе Грозном. Жену его улыбчивую и черноглазую женщину, родившую ему девятерых сыновей, звали Фатхия. Так вот, засела в голове у Алима странная мысль, что умрет он, когда исполнится ему шестьдесят два года. И даже дату смерти знал точно, восьмого июня.

«Алим! – хваталась за голову Фатхия, слыша от мужа такие речи. – Во имя Аллаха, не пугай меня. Зачем говоришь такие слова?»

«Молчи женщина, - беззлобно отвечал Алим. – Знаю и все тут!»

«Такие вещи может знать только Всевышний, - вступала в спор Фатхия. – Ты значит, к Аллаху направишься, а я тут одна останусь?»

«Сыновья не бросят тебя, зачем переживаешь? Я буду ждать тебя на небесах».

«Не хочу ничего слышать!» - демонстративно затыкая уши, жена уходила в другую комнату.

- Действительно, что это твоему хозяину в голову взбрело? – удивленно повела роскошными плечами Кори.

- Людям часто приходят в голову забавные идеи…

- Например, создать нас и написать музыку, - заметила Янта.

- Угу, - подруги многозначительно переглянулись.

- Продолжай, что там дальше? – заинтересованно прошептала Скрипочка.

- Дальше? Признался однажды Алим жене, почему ведет такие речи. Оказывается в далеком детстве, приснился ему пророк Мухаммед и сказал, что дата рождения и смерти у них одинакова. А ведь, в самом деле, Алим появился на свет двадцать шестого апреля, как и пророк Мухаммед, только на несколько веков позже. Вот и засела парнишке дурная мысль в голову.

- Так Мухаммед только даты назвал, а возраст нет! – возмутилась Янта.

- Правильно, про возраст речи не было. А так как пророк скончался в возрасте шестидесяти двух лет, то Алим решил, что ему отмеряно столько же, - согласно кивнула Вио. –

- Время шло… И вот настал страшный и кровавый тысяча девятьсот семнадцатый год. Гражданская война, восстания казаков, голод и эпидемия тифа. Приближалась зловещая цифра, шестьдесят два. Весной Алим и его сын Камиль заболели тифом. Каждый лежал в своей комнате и боролся с недугом как мог. Фатхия похудела, разрываясь между двумя родными людьми и очень переживала, как бы заразу не подхватил младший Экрам, которого она родила в сорок пять лет. Остальные сыновья воевали на гражданке.

Летним утром, зайдя в спальню сына, Фатхия по привычке приложила руку ко лбу ребенка. Приложила и сразу отдернула. Камиль был холоден как лед. Мальчик умер во сне, так и не справившись с болезнью. Неподвижно просидев у постели сына несколько часов, женщина взяла себя в руки и направилась в комнату мужа, решив не сообщать печальную новость.

А сообщать –то собственно было некому. Вытянувшись на кровати, Алим лежал, скрестив на груди руки уже бездыханный. Было восьмое июня…

Приехавший лекарь засвидетельствовал смерть. В этот же день по мусульманским законам усопших, завернув в белый саван, похоронили. До захода солнца. А вы в курсе, как хоронят мусульман?

- Нет, - ответили Скрипки.

- Выкапывают в земле нишу и в нее на бок укладывают покойного, - грустно пояснила Виолончель. – Я была с хозяином до последней секунды, стоя рядом с кроватью. И не почувствовала его смерти. Он был жив! Мне было непонятно, почему люди этого не видели. Я слышала, как стучало его сердце. Тихо-тихо, редко-редко, но стучало! А они запеленали его в саван и закопали. Я была возмущена! Возмущена, до глубины своей музыкальной души, - низким басом выдала Вио.

- Тише! – зашикали подруги. – Ты чего так громко?

- Простите девочки, расчувствовалась, - всхлипнула Виолончель.

- Ужас, - встряхнув золотистыми кудряшками, молвила Янта. – Как же, живого человека и в землю? Дальше что?

- Дальше, - загадочно протянула Вио. – Дальше, я им устроила веселые ночи.

- Это как?

- Да так! Каждую ночь играла любимую мелодию хозяина. Только все проснутся и сбегутся на звук, тут же замолкаю. Три ночи изводила бедных родственников и без того убитых горем.

В итоге родня, собравшаяся на совет, решила, что Алим скучает по мне и это его душа приходит по ночам в дом поиграть на любимом инструменте. Пришли к согласию, что захоронение надо раскопать и положить виолончель, то бишь меня, рядом с хозяином. Каково же было всеобщее удивление, когда спустившись в нишу и укладывая меня рядом, мужчины увидели, как покойник открыл глаза и спросил, какая сегодня погода.

Фатхия тут же лишилась чувств от мысли, что похоронила мужа заживо. Оказывается, Алим впал в летаргический сон. Иногда организм, чтобы избавиться от тяжелой хвори, прикидывается мертвым. Недуг покидает тонущий корабль в виде человеческого тела, и если человека не успели похоронить, то хитрость организма удается. Вот такая история о том, как музыка спасла жизнь. Да кстати, умер Алим в возрасте ста лет. Вот угадайте, какого числа?

- Не может быть… - ахнули Скрипки.

- Представьте себе, может, – закивала Вио. – Да, да. Именно восьмого июня.

- Ну, моя история не такая мистическая, - начала рассказ Кори. – Меня сотворил Экрам. Младший сын Алима и Фатхии. А в последствии единственный, так как остальных сыновей война не вернула домой.

Экраму было сорок пять лет, когда с ним произошел несчастный случай. Такой глупый и несуразный. Возвращаясь из очередной командировки, они с шофером застряли в очереди на паром. Выйдя из машины, Экрам решил посмотреть, как продвигается очередь. Обойти грузовик можно было только сзади. Так вот именно в ту секунду, когда Экрам находился позади грузовика, шофер дал задний ход и прижал мужчину к яру.

Результат, множественные переломы позвоночника и таза. Врачи хором утверждали, что мужчина нежилец. Вызвали жену и сына, чтобы те простились.

Экрам плакал, глядя на любимую семью, чувствуя вину за то, что скоро покинет их. Не знаю, что там случилось после, но мужчина, которого уже собирались хоронить, вдруг увидел смысл жизни, благодаря которому не только выжил, а еще и стал ходить. Он вспомнил, как его отец делал инструменты, и как ему нравилось наблюдать за этим таинственным процессом. И не только наблюдать, а еще и задавать кучу вопросов и запоминать ответы. Именно теперь вся информация, добытая еще в детстве, так ясно всплыла в памяти, будто все происходило вчера. Экрам стал создавать скрипки, вкладывая в них душу. А скрипки, разлетаясь по свету, дарили людям музыку.

Меня продавать не стал, поскольку я была его любимицей. Умер хозяин от старости, а не от полученных травм, - печально склонила голову Кора. – Я перешла в наследство его сыну Юрию.

- А про Юрия буду рассказывать я, - подхватила Янта. – Это мой хозяин и создатель. В девяностые годы, он потерял работу директора музыкальной школы. Семья, двое сыновей, а работы нет. Вы помните, что тогда творилось. Страна в агонии разваливалась на части. Безработица, карточная система, инфляция, дефолт и прочие неприятности. Помыкавшись на бирже труда, Юрий впал в отчаянье. Ему совершенно не нравилось, что происходило на улицах города. Новые русские, перестрелки, убийства. Какая-то новая правда так и лезла из всех щелей. Свержение бывших идеалов и создание новых. Пирамиды, мошенники…, мошенники и еще раз мошенники. И тут, словно по заказу всплыла в голове картинка, где отец мастерит скрипки и рассказывает ему, что и как делается. Ютясь в маленькой кухоньке, Юрий по ночам стал создавать скрипки. Создавал и, будучи музыкантом, давал концерты с оркестром, играя на собственных инструментах.

Семейная жизнь у него не сложилась. Жена, не пожелав жить с безработным, быстро подала на развод и разменяла квартиру. Тридцать лет Юрий жил один, делая скрипки и продавая их. Многие скрипки ушли за границу. Юрий построил большой дом за городом. Все бы хорошо, но нет той единственной, ради которой хотелось жить. И представьте себе, он встречает ее, когда ему исполняется шестьдесят лет. Тут уже ему помог интернет и «Одноклассники». Увидев на аватарке изящную фигурку женщины, Юрий невольно сравнил ее со скрипкой. Два года он заходил на ее профиль и любовался фотками. Много раз порывался написать, но в последний момент праздновал труса. И в эти годы Юрий создал меня, думая о той женщине, о ее точеных формах. В один из дней, как будто кто-то толкнул его под локоть, сообщение было написано и отправлено. Как ни странно незнакомка откликнулась. Юрий рискнул пригласить даму на свидание. Они встретились и вместе до сих пор. Вот такая история у меня, - закончила повествование Янта.

- Так мы, можно сказать сестры! - произнесла Кори.

За дверью кладовки послышался шум.

- Девочки, по местам! – скомандовала Вио.

Дверь открылась, впустив в кладовку утренний лучик света.

- Ну, что? – раздался бодрый голос хозяина. – Девчонки, вы готовы? Едем блистать в Швейцарию. У нашей общей знакомой Франциски там собственный оркестр. Так вот, как раз нас в этом оркестре и не хватает.

- Да, Франциска молодец! – подхватила жена Юрия. – Такое дело провернула, даже не верится.

Да, да, жена Юрия, Лана. Та самая изящная незнакомка из «Одноклассников».

- Ох, Ланочка! Не представляешь, как я рад. Ты принесла мне удачу, девочка моя!

Очутившись в багажнике, инструменты потихоньку высунулись из футляров.

- Ура-а-а! – шепотом прокричали они. – Швейцария, сцена, музыка… Мы попадем в музыкальный рай!

Багажник открылся… Поглядывая, не видит ли муж, Лана наклонилась с инструментам и произнесла;

- Красавицы, не очень шумите…Потерпите до большой сцены!