Найти тему
Стив Май

Отметочный невроз у школьников

Я об этом давно порываюсь написать. Вроде, вещи, о которых я напишу, "общеизвестные", но почему-то ситуация всё хуже и хуже.

Школьные оценки давно перестали быть мерилом понимания предмета. Помню, классе в девятом, я в шутку спросил свою учительницу физики, почему у моей одноклассницы 4 за год, хотя она "ни в зуб ногой", и все это знают, а у меня всего лишь тройка, хотя я места на олимпиадах брал. Не сказал бы, что меня сие сильно угнетало, просто моим друзьям это казалось не слишком справедливым. Учительница шутку не оценила и ответила - девочка всё зубрит и выполняет все задания, я просто не могу ей поставить тройку, а ты, Стив, ни черта не делаешь и на одной гениальности далеко не уедешь. Позже на том, что учительница назвала "гениальностью", уехал я всё-таки довольно далеко, и как раз по направлению физики.

Даже в те лохматые времена, когда я учился в школе, оценка была лишь формальным показателем памяти, хитрости, лести но ни как не понимания. О чём учитель прямым текстом сообщила своему ученику.

Сейчас уже очень мало кто питает какие-то иллюзии относительно хотя бы адекватности школьной оценки по пятибалльной шкале. В подавляющем большинстве случаев даже не пятибалльной, а двухбалльной. Потому что двойки нельзя, единицы мы уже забыли вообще, за что ставить, а четвёрки это "компромиссы", а не оценки.

И всё же люди продолжают с каким-то маниакальным пристрастием требовать от своих детей "хороших" оценок, загоняют в рамки вплоть до того, что за "двойку" отбирают конфеты и прочие пряники. Учителя с остервенением продолжают ставить оценки за отступы в 2 клетки, разыгрывать спектакли с "исправлением двоек", прилюдно хвалить отличников на линейках и т.д.

А дети? Дети в шоке, если честно. Они понимают, что оценка - фейк, пузырь, от которого - внезапно! - зависит их положение в обществе, вплоть до любви родителей.