Найти тему
Взор

Когда добыча и резьба камня вполне посильна, или соборы без лазерных болгарок

Оглавление

Уважаемые читатели, доброго всем вам дня и хорошего настроения!

На днях в комментариях под моей статьёй была выставлена картинка с "невозможными" без токарной обработки колоннами одного из индийских храмов примерно 12 века. Поглядела я на эту самую картинку, полюбопытствовала, из чего же в основном строились эти "невозможные" храмы, и поняла, что есть о чём вам поведать :о)

Если вы поищете храмы Хойсалы, то вам откроется множество фотографий с "невозможными" колоннами и не менее "невозможной резьбой по камню.

-2
-3
-4

Увидев такие колонны, немоглики обычно впадают в священный ступор и начинают твердить про токарные станки и лазерные болгарки древних.

Между тем, столь причудливую резную вязь и такие фигурные колонны позволял создавать вручную материал, который изпользовали древние строители и резчики. Этот камень резали не только в Индии, но и в местах, весьма от неё отдалённых. Например, такие вот фигурки-номоли резали на коленках в Африке:

-5

Мыльный камень

Материал этот называют по-разному: талькохлорит, стеатит, горшечный камень, жировик. Нам привычнее название мыльный камень. Этот камень твердеет при окислении, хорошо полируется, темнеет и даёт стеклоподобную поверхность. При ручной резьбе достигается такая же степень детализации, что и у слоновой кости или сандалового дерева.

Таковые свойства стеатита приглянулись и норвежцам. Например, место коронации норвежских монархов - Nidaros Cathedral в Тронхейме уникален тем, что построен из мыльного камня (стеатита) - «национального камня Норвегии». Эта метаморфическая порода с преобладанием талька и хлорита относительно мягкая, термостойкая и плотная, что делает её идеальным материалом для изготовления кастрюль, печей и всевозможной утвари. Поэтому мыльный камень ценился, изпользовался и добывался в Норвегии с каменного века. Собор Нидароса является лучшим примером сочетания видения каменных церквей с навыками резьбы по дереву местных ремесленников.

Собор был построен в 11-14 веках.

Нидаросский собор
Нидаросский собор

В Италии и многих других областях Европы в качестве мягких (лёгких в обработке) строительных камней изпользовались песчаник и известняк. Но Тронхейм, когда вместе с христианством в 10-11 веке появилось искусство каменного строительства, оказался обделённым столь податливыми в обработке "европейскими" камнями. Зато были под рукой мыльный камень, зеленый сланец, мрамор и гнейс. Их поставляли водным путём из местных и региональных карьеров, как правило, находящихся недалеко от моря. Обычно такие полезные изкопаемые добывали в местах, где задолго до того уже изготавливали из мыльного камня горшки и другие небольшие предметы. В результате возникло по крайней мере три крупных центра каменоломен (в Эйсандене, Тронхейме и Спарбу). Эти карьеры поставляли камень также для других церквей и монастырей в регионе.

Прошедшие со времени строительства собора века оставили на камне свои следы. Потому с целью восстановления собора с изпользованием оригинальных ремесленных техник и аутентичных материалов в 1869 году при нём была основана Реставрационная мастерская. Первоначальная реставрация была завершена в 1969 году, но из-за выветривания некоторых видов использованного мыльного камня реставрационные работы продолжаются до сих пор. Основной проблемой остаётся поиск ресурсов мыльного камня надлежащего качества. Основные вопросы касаются избегания пород с трещинами и разщеплением, требования к однородности, сохранения эстетической аутентичности, устойчивости к выветриванию и, наконец, ультимативного требования к обрабатываемости. Поэтому резчики мастерской тесно сотрудничают с геологами, занимаются различными изследованиями.

Экспериментальная археология: традиционный способ добычи мыльного камня

Eva Stavsøien добывает мыльный камень традиционным способом
Eva Stavsøien добывает мыльный камень традиционным способом

Экспериментальная археология в старых каменоломнях - занятие редкое. Но не так обстоит дело с норвежской резчицей по камню Евой Ставсейен. Она задалась вопросом, как добывали мыльный камень в средние века. Захватив кирки ручной работы, она отправилась в заброшенный карьер, чтобы выяснить это. Оказалось, что работа эта не так сложна, как мы часто склонны думать о традиционной добыче полезных изкопаемых.

Планирование эксперимента

Ева работает в упомянутой Реставрационной мастерской и знает, как резать и обрабатывать мягкий мыльный камень - ключевой строительный камень в соборе. Несколько лет назад она извлекла несколько кусков мыльного камня для вырезания пищевых сосудов так, как это делалось во времена викингов и средневековья в Норвегии. Чтобы отделить от скалы желаемую заготовку, она вырезала округлую канаву вокруг неё и отделила от коренной породы зубилом или клином. Эта работа дала Еве опыт и вдохновила на последующие эксперименты. Один из них по вырезке камня для строительного блока (ашлар - строительный блок с прямыми углами) был проведён летом 2011 года – по той же технологии, что и добыча заготовки для сосуда. Следы аналогичной работы древних камнерезов во время изследований были обнаружены в нескольких норвежских карьерах.

Следы работ по извлечению мыльного камня для сосудов на разных стадиях. Следы эпохи викингов, карьер Хисаасен, Южная Норвегия
Следы работ по извлечению мыльного камня для сосудов на разных стадиях. Следы эпохи викингов, карьер Хисаасен, Южная Норвегия
Следы средневековой добычи ашларов из мыльного камня в  Bakkaune quarry in Trondheim
Следы средневековой добычи ашларов из мыльного камня в Bakkaune quarry in Trondheim

Она попросила кузнецов в Мастерской помочь в изготовлении копий средневековых кирок. Затем она получила разрешение от властей наследия на проведение своего эксперимента в заброшенном, охраняемом карьере Клунген (Klungen quarry) недалеко от Тронхейма. Этот карьер поставлял камень для собора Нидароса как в средние века, так и в конце 19 века. Около 10 лет назад Мастерской были проведены здесь крупные археологические разкопки, чтобы задокументировать прошлое и изучить потенциал для дальнейшей добычи камня.

Проблемы с трещинами и надломами

Добыча камня в Клунгене современными методами (сверление, разпиливание проволокой) обернулась катастрофой – полным провалом; в камне просто было слишком много трещин и надломов (очень разпространённая проблема в месторождениях мыльного камня). И поэтому было невозможно вырезать заготовки для дальнейшего формирования ашларов и изготовления скульптуры.

На самом деле, с аналогичной проблемой столкнулись каменщики более века назад. Но поскольку они прибегли к “старым методам”, в основном вырезая заготовки непосредственно из основной породы (залегающей глубже), они смогли производить камень почти так же хорошо, как в средние века.

Секрет в том, что, возможно, будет проще контролировать качество нужных блоков с помощью ручных методов. И при изпользовании таких “медленных” методов внутреннее напряжение породы (общее для всех пород) может быть снято мягким способом, что приведёт к меньшему количеству трещин и надломов по сравнению с изпользованием “быстрых” методов. Но и тут есть проблема: изпользование ручных методов – это тяжёлая работа - как раз та работа, от которой современная каменная промышленность отказалась в пользу машин.

Создание канавок

Но насколько “сложно” на самом деле вырезать блоки, и как много это отнимает времени ? Ева выбрала своё место в старом карьере и начала вырезать канавки вокруг нужных блоков размером с небольшие ашлары, делая это перпендикулярно слоению (плоскостям сланцеватости). Её кирки были лёгкими и простыми в обращении; и она уменьшила усилие, вырезав тонкие параллельные канавки по бокам траншеи, сбивая среднюю часть, когда спускалась вниз.

Видео эксперимента Евы

Когда планировка ею карьера была готова, и работа пошла ритмично, она смогла изготовить блок, почти готовый ашлар, примерно за два часа, легко разклинив его вдоль нижней плоскости слоения. Вероятно, времени потребуется меньше при серьёзной подготовке и оптимальной планировке карьера.

К сожалению, готовые камни Евы имели трещины. Это можно объяснить не только сложным камнем, но и тем фактом, что эксперимент проходил на самой поверхности выхода камня (у поверхности всегда больше трещин, чем дальше вглубь), и близко к области, которая сильно пострадала от предыдущих неудачных разработок современными средствами. Есть вполне обоснованная версия, что большую часть мыльного камня на нужды строителей собора добыли не из открытых карьеров, а из глубоко залегающего месторождения Bakkaunet подземной выработкой.

Вечный метод добычи полезных изкопаемых

Хотя в евином случае качество полученной заготовки не было пригодным для изготовления строительного ашлара, более важным результатом является продемонстрированная эффективность ручной вырезки. Оказалось, что работу можно сделать с помощью лёгких инструментов, это не так хлопотно, как об этом склонны думать наши современные умы, – и это дает мало отходов. В конце концов: исторически это был самый разпространённый способ получения камня из мягких отложений, типа песчаника, многих известняков и мыльного камня. Твёрдый камень добывался многими различными способами.

Метод создания траншей применялся с самого начала каменной архитектуры в Древнем Египте 5000 лет назад, когда медные зубила, возможно, также кремневые инструменты, изпользовались для вырезания огромных известняковых блоков для строительства пирамид. Он применялся греками и римлянами для извлечения мрамора как лёгкими, так и тяжёлыми железными кирками.

Добыча мыльного камня методом ручной вырезки траншей в Отте (Otta) в 1918 году. Такие карьерные работы в Норвегии продолжались вплоть до 1930-х годов.  Это классический метод извлечения мягкого камня.
Добыча мыльного камня методом ручной вырезки траншей в Отте (Otta) в 1918 году. Такие карьерные работы в Норвегии продолжались вплоть до 1930-х годов. Это классический метод извлечения мягкого камня.

Во всем мире песчаник добывался таким образом до наших дней, прежде чем началось бурение, а затем разпиловка проволокой. А в Норвегии этот метод изпользовался ещё в 20 веке для изготовления блоков для каминов из мыльного камня. Вся наша культура построена на вырезании каменных блоков для архитектуры! Так как же это могло быть неэффективно?

Заброшенный, вырезанный блок в карьере Нового царства в Курне, рядом с Долиной царей в Луксоре/Фивах. Обратите внимание на масштаб!
Заброшенный, вырезанный блок в карьере Нового царства в Курне, рядом с Долиной царей в Луксоре/Фивах. Обратите внимание на масштаб!

Сотрудничество камнерезов из мастерской и геологов принесло свои плоды

Совместные наблюдения за геологией и свойствами, проявляемыми при резке в одних и тех же местах проводились во время полевых работ, путём изучения буровых кернов и во время резьбы в Реставрационной мастерской. Благодаря тщательному геологическому переводу терминов и опыту резчиков по камню, был определён ряд свойств камня. Дополнительные изследования изменений и повреждений камня значительно пополнили имеющийся банк знаний. Внутренние свойства мыльного камня впоследствии были описаны с точки зрения геологических процессов, формирующих его, и циклов деформации, изменяющих его. Наиболее важным выводом из этой работы является то, что в большинстве месторождений существует противоречие между обрабатываемостью и прочностью. Обработка требует мягких минералов (в составе камня), в то время как долговечность зависит от наличия устойчивых к выветриванию твёрдых минералов. Оказалось, что существует лишь узкое окно, в котором мягкость камня объединяется с его устойчивостью к изменениям. (по материалам)

Судя по тому, что соборы простояли много столетий, древние строители умели находить это узкое оптимальное окно.

Посмотрите, какой тонкости узоры выполняют в Реставрационной мастерской собора

https://www.youtube.com/watch?v=wP1ZBpZlMAI