Уважаемые читатели, доброго всем вам дня и хорошего настроения!
На днях в комментариях под моей статьёй была выставлена картинка с "невозможными" без токарной обработки колоннами одного из индийских храмов примерно 12 века. Поглядела я на эту самую картинку, полюбопытствовала, из чего же в основном строились эти "невозможные" храмы, и поняла, что есть о чём вам поведать :о)
Если вы поищете храмы Хойсалы, то вам откроется множество фотографий с "невозможными" колоннами и не менее "невозможной резьбой по камню.
Увидев такие колонны, немоглики обычно впадают в священный ступор и начинают твердить про токарные станки и лазерные болгарки древних.
Между тем, столь причудливую резную вязь и такие фигурные колонны позволял создавать вручную материал, который изпользовали древние строители и резчики. Этот камень резали не только в Индии, но и в местах, весьма от неё отдалённых. Например, такие вот фигурки-номоли резали на коленках в Африке:
Мыльный камень
Материал этот называют по-разному: талькохлорит, стеатит, горшечный камень, жировик. Нам привычнее название мыльный камень. Этот камень твердеет при окислении, хорошо полируется, темнеет и даёт стеклоподобную поверхность. При ручной резьбе достигается такая же степень детализации, что и у слоновой кости или сандалового дерева.
Таковые свойства стеатита приглянулись и норвежцам. Например, место коронации норвежских монархов - Nidaros Cathedral в Тронхейме уникален тем, что построен из мыльного камня (стеатита) - «национального камня Норвегии». Эта метаморфическая порода с преобладанием талька и хлорита относительно мягкая, термостойкая и плотная, что делает её идеальным материалом для изготовления кастрюль, печей и всевозможной утвари. Поэтому мыльный камень ценился, изпользовался и добывался в Норвегии с каменного века. Собор Нидароса является лучшим примером сочетания видения каменных церквей с навыками резьбы по дереву местных ремесленников.
Собор был построен в 11-14 веках.
В Италии и многих других областях Европы в качестве мягких (лёгких в обработке) строительных камней изпользовались песчаник и известняк. Но Тронхейм, когда вместе с христианством в 10-11 веке появилось искусство каменного строительства, оказался обделённым столь податливыми в обработке "европейскими" камнями. Зато были под рукой мыльный камень, зеленый сланец, мрамор и гнейс. Их поставляли водным путём из местных и региональных карьеров, как правило, находящихся недалеко от моря. Обычно такие полезные изкопаемые добывали в местах, где задолго до того уже изготавливали из мыльного камня горшки и другие небольшие предметы. В результате возникло по крайней мере три крупных центра каменоломен (в Эйсандене, Тронхейме и Спарбу). Эти карьеры поставляли камень также для других церквей и монастырей в регионе.
Прошедшие со времени строительства собора века оставили на камне свои следы. Потому с целью восстановления собора с изпользованием оригинальных ремесленных техник и аутентичных материалов в 1869 году при нём была основана Реставрационная мастерская. Первоначальная реставрация была завершена в 1969 году, но из-за выветривания некоторых видов использованного мыльного камня реставрационные работы продолжаются до сих пор. Основной проблемой остаётся поиск ресурсов мыльного камня надлежащего качества. Основные вопросы касаются избегания пород с трещинами и разщеплением, требования к однородности, сохранения эстетической аутентичности, устойчивости к выветриванию и, наконец, ультимативного требования к обрабатываемости. Поэтому резчики мастерской тесно сотрудничают с геологами, занимаются различными изследованиями.
Экспериментальная археология: традиционный способ добычи мыльного камня
Экспериментальная археология в старых каменоломнях - занятие редкое. Но не так обстоит дело с норвежской резчицей по камню Евой Ставсейен. Она задалась вопросом, как добывали мыльный камень в средние века. Захватив кирки ручной работы, она отправилась в заброшенный карьер, чтобы выяснить это. Оказалось, что работа эта не так сложна, как мы часто склонны думать о традиционной добыче полезных изкопаемых.
Планирование эксперимента
Ева работает в упомянутой Реставрационной мастерской и знает, как резать и обрабатывать мягкий мыльный камень - ключевой строительный камень в соборе. Несколько лет назад она извлекла несколько кусков мыльного камня для вырезания пищевых сосудов так, как это делалось во времена викингов и средневековья в Норвегии. Чтобы отделить от скалы желаемую заготовку, она вырезала округлую канаву вокруг неё и отделила от коренной породы зубилом или клином. Эта работа дала Еве опыт и вдохновила на последующие эксперименты. Один из них по вырезке камня для строительного блока (ашлар - строительный блок с прямыми углами) был проведён летом 2011 года – по той же технологии, что и добыча заготовки для сосуда. Следы аналогичной работы древних камнерезов во время изследований были обнаружены в нескольких норвежских карьерах.
Она попросила кузнецов в Мастерской помочь в изготовлении копий средневековых кирок. Затем она получила разрешение от властей наследия на проведение своего эксперимента в заброшенном, охраняемом карьере Клунген (Klungen quarry) недалеко от Тронхейма. Этот карьер поставлял камень для собора Нидароса как в средние века, так и в конце 19 века. Около 10 лет назад Мастерской были проведены здесь крупные археологические разкопки, чтобы задокументировать прошлое и изучить потенциал для дальнейшей добычи камня.
Проблемы с трещинами и надломами
Добыча камня в Клунгене современными методами (сверление, разпиливание проволокой) обернулась катастрофой – полным провалом; в камне просто было слишком много трещин и надломов (очень разпространённая проблема в месторождениях мыльного камня). И поэтому было невозможно вырезать заготовки для дальнейшего формирования ашларов и изготовления скульптуры.
На самом деле, с аналогичной проблемой столкнулись каменщики более века назад. Но поскольку они прибегли к “старым методам”, в основном вырезая заготовки непосредственно из основной породы (залегающей глубже), они смогли производить камень почти так же хорошо, как в средние века.
Секрет в том, что, возможно, будет проще контролировать качество нужных блоков с помощью ручных методов. И при изпользовании таких “медленных” методов внутреннее напряжение породы (общее для всех пород) может быть снято мягким способом, что приведёт к меньшему количеству трещин и надломов по сравнению с изпользованием “быстрых” методов. Но и тут есть проблема: изпользование ручных методов – это тяжёлая работа - как раз та работа, от которой современная каменная промышленность отказалась в пользу машин.
Создание канавок
Но насколько “сложно” на самом деле вырезать блоки, и как много это отнимает времени ? Ева выбрала своё место в старом карьере и начала вырезать канавки вокруг нужных блоков размером с небольшие ашлары, делая это перпендикулярно слоению (плоскостям сланцеватости). Её кирки были лёгкими и простыми в обращении; и она уменьшила усилие, вырезав тонкие параллельные канавки по бокам траншеи, сбивая среднюю часть, когда спускалась вниз.
Видео эксперимента Евы
Когда планировка ею карьера была готова, и работа пошла ритмично, она смогла изготовить блок, почти готовый ашлар, примерно за два часа, легко разклинив его вдоль нижней плоскости слоения. Вероятно, времени потребуется меньше при серьёзной подготовке и оптимальной планировке карьера.
К сожалению, готовые камни Евы имели трещины. Это можно объяснить не только сложным камнем, но и тем фактом, что эксперимент проходил на самой поверхности выхода камня (у поверхности всегда больше трещин, чем дальше вглубь), и близко к области, которая сильно пострадала от предыдущих неудачных разработок современными средствами. Есть вполне обоснованная версия, что большую часть мыльного камня на нужды строителей собора добыли не из открытых карьеров, а из глубоко залегающего месторождения Bakkaunet подземной выработкой.
Вечный метод добычи полезных изкопаемых
Хотя в евином случае качество полученной заготовки не было пригодным для изготовления строительного ашлара, более важным результатом является продемонстрированная эффективность ручной вырезки. Оказалось, что работу можно сделать с помощью лёгких инструментов, это не так хлопотно, как об этом склонны думать наши современные умы, – и это дает мало отходов. В конце концов: исторически это был самый разпространённый способ получения камня из мягких отложений, типа песчаника, многих известняков и мыльного камня. Твёрдый камень добывался многими различными способами.
Метод создания траншей применялся с самого начала каменной архитектуры в Древнем Египте 5000 лет назад, когда медные зубила, возможно, также кремневые инструменты, изпользовались для вырезания огромных известняковых блоков для строительства пирамид. Он применялся греками и римлянами для извлечения мрамора как лёгкими, так и тяжёлыми железными кирками.
Во всем мире песчаник добывался таким образом до наших дней, прежде чем началось бурение, а затем разпиловка проволокой. А в Норвегии этот метод изпользовался ещё в 20 веке для изготовления блоков для каминов из мыльного камня. Вся наша культура построена на вырезании каменных блоков для архитектуры! Так как же это могло быть неэффективно?
Сотрудничество камнерезов из мастерской и геологов принесло свои плоды
Совместные наблюдения за геологией и свойствами, проявляемыми при резке в одних и тех же местах проводились во время полевых работ, путём изучения буровых кернов и во время резьбы в Реставрационной мастерской. Благодаря тщательному геологическому переводу терминов и опыту резчиков по камню, был определён ряд свойств камня. Дополнительные изследования изменений и повреждений камня значительно пополнили имеющийся банк знаний. Внутренние свойства мыльного камня впоследствии были описаны с точки зрения геологических процессов, формирующих его, и циклов деформации, изменяющих его. Наиболее важным выводом из этой работы является то, что в большинстве месторождений существует противоречие между обрабатываемостью и прочностью. Обработка требует мягких минералов (в составе камня), в то время как долговечность зависит от наличия устойчивых к выветриванию твёрдых минералов. Оказалось, что существует лишь узкое окно, в котором мягкость камня объединяется с его устойчивостью к изменениям. (по материалам)
Судя по тому, что соборы простояли много столетий, древние строители умели находить это узкое оптимальное окно.
Посмотрите, какой тонкости узоры выполняют в Реставрационной мастерской собора
https://www.youtube.com/watch?v=wP1ZBpZlMAI