Сегодня доклад Никиты Сергеевича Хрущева «О культе личности и его последствиях» - доступный исторический документ, довольно логичное, на мой взгляд, завершение эпохи культа личности вождя. Но чем он стал для народа в 1956 году? Доклад был секретным, распространялся исключительно устно и быстро обрастал слухами. Для народа, верившего в святость Иосифа Виссарионовича, его содержание было разрушением реальности.
Для Грузии развенчание культа личности стало, пожалуй, самым болезненным. Сталин – великий соотечественник, творец победы в Великой Отечественной войне, отец народов. При нем Грузия имела привилегированное положение среди прочих союзных республик. Известно, что грузины в СССР потребляли в 4 раза больше, чем производили – таких показателей не было даже в промышленно развитой РСФСР.
Доклад Хрущева был зачитан 25 февраля 1956 года. 4 марта, накануне годовщины смерти Сталина, у его памятника в Тбилиси стали собираться первые противники. Известно выступление грузинского коммуниста Парастишвили – он забрался на монумент, отпил из бутылки вина, разбил ее и пафосно произнес: «Пусть так же погибнут враги Сталина, как эта бутылка!».
5 марта демонстрация с плакатами Сталина прошла по проспекту Руставели. Люди были возмущены отсутствием в газетах упоминания вождя в день годовщины его смерти, ими овладел страх перед неизвестностью. Грузины, как и другие советские люди, при вожде подвергались репрессиям и преследованиям – но то была элита, разбежавшаяся по Европе или сгинувшая в тюрьмах. Народ же получил возможность заниматься фермерским хозяйством – колхозы в Грузии часто существовали лишь формально. Моя бабушка ругала любую власть, но не Сталина – при Сталине после войны в Грузии жилось действительно хорошо.
Мирные митинги проходили 5 дней, пока толпа не бросилась к Дому связи. Во время потасовки кто-то из митингующих ударил ножом солдата – после этого власти применили оружие. Погибли десятки человек – был открыт огонь из пулеметов, толпу теснили танки, началась страшная давка, обезумевшие от страха люди кидались в ледяную воду реки Куры. Грузины возненавидели Хрущева, в толпе стали звучать первые требования о признании независимости Грузии.