Я стратег. Я разрабатываю для клиентов маркетинговые и коммуникационные стратегии, а также стратегии бренда. Изучать психоанализ, психологию и коучинг я шла с понятным убеждением, что бизнес – это психология, и заниматься маркетингом без этого невозможно. Я полагала, что психология станет для меня прикладным инструментом в моей основной работе, но, когда у меня появились первые клиенты на психологическое консультирование и коучинг, я поняла, что сами процессы идентичны по своей структуре: сама разработка стратегии – это тот же психоанализ, а в структуру психоанализа также легко ложатся маркетинговые инструменты сбора данных, выдвижения гипотез и шагов по трансформации. Игра найди «10 отличий» здесь превращается в «найди 10 сходств», также как и работа стратега на проекте иногда напоминает работу психотерапевта ;-)
Вот так выглядят ключевые этапы:
1. Мы начинаем проект с определения точки Б: Что хочет клиент? Куда хочет прийти? В стратегии - целеполагание, в психотерапии и коучинге - желаемый результат или образ будущего. В психотерапии он может звучать через негатив: «хочу, чтобы этого (чего-то – здесь может быть бесконечный набор комбинаций) не было…» - и тогда психоанализ и терапия растягиваются на годы, потому что поле этих «не» создает бесконечное количество маршрутов для отработки. Точкой Б может стать констатация факта, что что-то не так/не устраивает в настоящем, обозначение каких-то тревожных симптомов. Если начать их «лечить», не разобравшись с желаемым результатом – то можно, как Моисей, долго водить народ по пустыне. В стратегии аналогично. Задача «с продажами все плохо» - это не задача, это симптом. Может быть, и не нужно, чтобы с продажами стало хорошо – может быть, бизнес давно пора продать и начать новый, или вообще приоритеты давно изменились, но владелец бизнеса крепко держится за поручень, хотя трамвай уже давно никуда не едет, а все это стало просто привычкой. И это всегда вопрос про точку Б, с которой важно разобраться прежде, чем хвататься за инструменты и что-то делать.
2. После определения точки Б нам нужно понять точку А – без этого маршрут не построить. Это сбор данных о текущей ситуации, чтобы, очистив все от шелухи, фильтров и искажений, максимально честно и объективно посмотреть на то, что есть, и возможно скорректировать свою точку Б. Этот этап во многом определяет необходимость в проекте внешнего стратега, а в личном опыте человека – психолога, психоаналитика или коуча. Сами мы так не посмотрим, и настолько неудобные вопросы сами себе не зададим – это как делать самому себе операцию на мозге. Крайне сложно, а иногда невозможно, быть одновременно внутри и снаружи. Здесь есть парадокс и ключевое отличие: если стратег все же собирает данные, проводит аудит, диагностику и проч., то психоаналитик или коуч, кажется, вообще ничего не делают – просто задают вопросы. Но в том, какие вопросы задаются и как – и заключается работа этого этапа. И это то, чему стратегам и маркетологам не лишне поучиться у психоаналитиков и коучей. Не все факты можно найти, но много данных можно собрать, просто наблюдая за командой, собирая информацию по периметру, с «обочины», анализируя не только, что отвечают, но и как отвечают. Здесь же при необходимости можно сделать шаг назад и посмотреть в прошлое, на какие-то предпосылки текущей ситуации. Психоанализ без этого копания глубоко в прошлое невообразим, в коучинге это, наоборот, нарушение методологии, в стратегии – все где-то посередине – все сильно зависит от точки Б и точки А – именно поэтому вначале важно разобраться с ними, чтобы не копать глубоко ради самого процесса.
3. Когда есть точка Б и точка А, наступает этап анализа, поиска взаимосвязей и выдвижения гипотез. На этом же этапе происходит сбор и поиск дополнительных данных для проверки гипотез. В психоанализе и коучинге это обычно не заметно для клиента – просто порция дополнительных вопросов, в стратегии это могут быть предложенные сценарии – здесь больше артефактов, чтобы ощутить этот этап.
4. И только после этого появляется путь/план, ответы на вопросы, как из точки А добраться в точку Б. В психоанализе это опять же не столь очевидно, в коучинге сам клиент, как правило, нащупывает в ходе работы тот самый путь, проговаривает и фиксирует его, в стратегии путь разрабатывает и предлагает стратег, либо это делается в какой-то коллаборации с командой в ходе стратегической сессии.
5. Действия. Без этого все это вообще не имеет смысла. И в стратегии, и в коучинге, и даже в психоанализе, который, казалось бы, исключительно про «а, поговорить» - это один из самых важных этапов – если ничего не делать и не сделать, трансформации не случится, а разговоры так и останутся разговорами. Другой вопрос – уровень этих действий. Об этом напишу отдельный материал.