Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Агония или провокация: ФПК завышает цены на поезда, а потом их отменяет

Оглавление

Недавно стало известно, что Федеральная пассажирская компания (ФПК, «дочка» РЖД) отменила около 40 поездов дальнего следования. Когда я проанализировал, действительно ли нет спроса, то обнаружил, что перевозчик занялся профанацией. Сейчас я вам это докажу со скриншотами.

Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.

Неадекватные цены

Возьмем направление Петербург – Москва. ФПК его старательно опустошил за последние годы. Теперь у перевозчика регулярных ночных поездов дальнего следования, на которых можно было бы добраться с Московского вокзала Петербурга до Ленинградского вокзала Москвы, осталось считанные единицы. А после отмен – и вовсе два-три (в зависимости от дня недели). Все остальные поезда – либо транзитные, либо «Сапсаны».

Давайте проанализируем цены.

Предположим, что мы хотим уехать из Москвы в Петербург 8 декабря, это среда, середина недели. По данным на 4 декабря нам предлагается три поезда. Это нефирменный поезд №28, фирменная двухэтажка №6 и флагманский поезд №2 «Красная стрела».

-2

Купейные вагоны в нефирменном поезде №28 стоят 2869 рублей за верхнее место и 3345 за нижнее. За эти деньги вы не получите никаких дополнительных услуг – даже застила белья. Придете в вагон, а там белье в пакетах будет лежать на столах. Дальше – сами.

-3

Бонусом идет то, что в этом поезде эксплуатируются вагоны риц. То есть у вас в купе будет раковина и не будет проблем с вентиляцией.

-4

Билет в фирменный двухэтажный поезд стоит от 2987 до 3582 рублей в зависимости от того, верхняя будет полка или нижняя. Двухэтажка – менее комфортный поезд, чем одноэтажный, но билеты стоят дороже. На фирменность не смотрите. Это способ повысить цену, не предлагая ничего взамен.

-5

Единственное, что вам здесь будет предложено дополнительно – это застил белья на верхних полках. С недавних пор в фирменных двухэтажках на этом направлении даже бутылку воды и зубную щетку не дают.

-6

Наконец, билеты на «Красную стрелу» стоят 4146 – 4887 рублей. Это уже честный фирменный поезд.

-7

В стоимость проезда входит и горячий завтрак, и гигиенический набор, и застил белья. И удобное расписание бонусом.

-8

Для начала декабря и середины недели цены неоправданно высокие. Я посмотрел свои билеты за прошлые годы – в ноябре-декабре 2019 и 2020 года я ездил на двухэтажке за 2000 и даже 1500 рублей. Тогда ФПК еще действовала в интересах пассажира и периодически устраивала акции и распродажи.

15 января 2021 года я ехал из Москвы в Петербург в одноместном СВ «Экспресса» за 5192 рубля! Всего на 300 рублей дешевле, чем теперь предлагается за нижнее место в купейном вагоне «Красной стрелы».

Что творит конкуренция

В том, что цены неадекватны сезону, можно убедиться, сравнив их с конкурентами. Например, частный «Гранд экспресс» предлагает билет в купе уровня «Красной стрелы» с питанием и прочими услугами за 3372 – 4342 рубля, то есть дешевле, в среднем, на 500-900 рублей.

А СВ «Гранда» той же категории, что и в «Стреле» и вовсе стоит 5507 рублей против 7950 рублей во флагманском поезде ФПК (у ФПК, правда, еда чуть лучше, но не настолько).

-9

Да, у «Гранд Сервис Экспресса» нет своей бонусной программы, но такая разница в цене не будет компенсирована никакими баллами «РЖД Бонуса».

-10

Наконец, частный поезд «Мегаполис», который уезжает из Москвы на 25 минут позже «Красной стрелы», и вовсе предлагает невозвратные билеты в купейные вагоны за 2197 – 2653 рубля и возвратные за 2599 – 3163 (в зависимости от верхнего или нижнего расположения полки).

-11

Причем в эту стоимость включены и застеленная постель, и бутылочка воды, и тапочки, и набор питания. Получается дешевле, чем в нефирменном поезде ФПК!

-12

На направлении Петербург – Москва ФПК конкурирует не только с частными поездами, но и с РЖД. Я понимаю, что это звучит смешно: «дочка» конкурирует с родительской компанией, но, тем не менее, это так.

-13

РЖД обслуживает «Сапсаны» сама, напрямую, через «досю» (ДОСС – Дирекция по организации скоростного сообщения). Так вот, билеты на вечерние «Сапсаны» отправлением в 19:30, 19:40 и 21:00 можно купить по цене от 2163 рублей.

-14

Пустые поезда

Знаете, к чему приводит такая ценовая политика? Вы не поверите, но вдруг оказывается, что «Сапсаны», а также «Гранд экспресс» и «Мегаполис» заполняются более-менее неплохо, а ФПКшные ночные поезда идут почти пустые.

Вот, например, ситуация на 4 декабря – день, когда пишется этот материал, по направлению из Петербурга в Москву.

-15

В «Сапсане» все дешевые классы разобраны, ни одного места не осталось. В «Мегаполисе» купейных мест в продаже осталось меньше, чем в «Красной стреле», хотя купейных вагонов в частном поезде больше. А «Гранд экспресс» обошел по продажам нефирменный поезд №27 (даже с поправкой на то, что в 27-м поезде на один купейный вагон больше). Двухэтажка и вовсе традиционно повезет воздух.

Такая ситуация повторяется изо дня в день. И выводы тут могут быть только следующие...

Конкуренция, убыток и агония

1. Этот пример наглядно показывает, что может делать конкуренция в пассажирских перевозках, которая, пусть и небольшая, но есть на направлении Петербург – Москва. И которой почти нет на других маршрутах.

2. СМИ сообщали о двухмиллиардном убытке ФПК по итогам 2021 года. Вместо того, чтобы пытаться заработать, загружая поезда людьми и переманивая их из автобусов, самолетов, бла-бла-кара и «Сапсанов», перевозчик предпочитает возить воздух. Вполне вероятно, ему это нужно для того, чтобы обосновывать отмену все большего количества поездов. Вероятно, это политика РЖД на самом верху.

3. Информационный фон вокруг ФПК – неблагоприятный. Новый ген. директор компании работает всего год, но осенью ходили слухи о его возможной отставке. При этом СМИ постоянно сообщают о сокращениях в ФПК, а уровень обслуживания даже во флагманских поездах перевозчика неуклонно падает.

Я не могу объяснить происходящее ничем иным, кроме как агонией или осознанным вредительством и провокацией. Если у вас есть другие мнения, комментарии открыты.

Чтобы не пропускать новые тексты, подпишитесь на наш канал с анонсами в телеграмме. Там мы выкладываем ссылки на новые статьи сразу после их публикации.