Андрей Шаталин, Павел Кондратенко, Михаил Нефёдов и, конечно, Святослав Задерий - вот "золотой состав" группы "Алиса", вот основной её фундамент, они смогли сотворить нечто новое, интересное и отличное от ряда других музыкальных коллективов. У группы появилось свое уникальное "лицо", свой стиль.
Все знают группу "Алиса", но не многие знают всей истории возникновения группы.
Прошло уже десять лет, как нет на земле Святослава Задерия, основателя всем известного коллектива, талантливого человека и настоящего рок-н-рольщика.
В нижепоследующем телефонном разговоре с Павлом Кондратенко, клавишником первого состава, мы поговорим о простом и важном: как возникла "Алиса", кто такой Задерий, как все происходило!
_____________________________________________
- Алло!
- Да, начнем
- Ага. Павел Петрович, вот вы стояли у истоков создания группы «Алиса». Можете вкратце рассказать, как все это начиналось, были ли идеи…?
- Было написано везде. Это уже было, я ничего нового не скажу.
- Ну вот по духу, как это было, какая атмосфера царила среди вас? Была ли настоящая дружба среди участников первого состава?
- А без дружбы супергруппу не сделаешь. Ну вы же знаете сами всю историю. Инициатором, было трое, даже четверо: Слава Задерий, Миша Нефёдов, я, и Андрей Шаталин - нас трое, ой четверо, вернее. Но сейчас трое осталось: Славика нету с нами, всё.
В принципе, я бы не сказал, что это какая-то была мегадружба людей, которые там просто друг без друга жить не могут и лучшие друзья. Ну, это была такая творческая дружба, то есть это было понятное дело, что мы достаточное время проводили друг с другом, без этого невозможно, потому что это и репетиции, это и какие-то идеи и т.д.
- А были ли такие мысли, что вот такой известности достигнет коллектив?
- Да никто об этом не думал. Играли мы, играли. Любой музыкант, который и сейчас, который делает что-либо, какая-то группа – они всегда думают прославиться или как выскочить в хит-парады или там не знаю… Тогда выбиться в люди, наверно. Ну, может, как-то так. Никто не думал об этом.
- Понятно. А можете рассказать: каким был Святослав Задерий?
- Ну, что я вам могу сказать? Что Слава - очень противоречивый человек, на самом деле, очень сложный где-то, а где-то легкий. Ну описать мне сейчас за короткое время тяжело, да трудно, как любого нормального человека и творческую, так скажем, личность, так, как он был, несомненно, не последний человек на нашей сцене Петербуржской в плане творения. Я думаю, что можно сказать, человек креативный. Вот это самое главное, ну ещё, может быть, человек, который впервые на русском роке где-то совместил какие-то театральные штучки с музыкой. Даже первая программа была концептуально продуманная, на самом деле, хорошо продуманная: и по песням, скажем так, и по задумкам. И даже название «Алиса»…
- Его прозвище, да?
- Да, ну прозвище ведь тоже не простое прозвище. Он спозиционировал на то время вот эту пьесу Льюса Кэрола, скажем так. Произведение на жизнь, на ту жизнь. Поэтому, да, где-то, наверное, так вот. Что еще могу сказать?
- А можно сказать, что он творчество вот ставил во главе угла?
- Я бы не сказал, что он творчество ставил во главе угла. Слава жил всю жизнь скажем так, находками какими-то. Знаете, есть люди разные. Вот человек, вон, например, который пишет музыку. Дарование ему это Господь дал писать, талантливый человек музыку красивую. Другой человек стихи пишет. Слава ни то, ни это не был. Ни композитором, скажем так с большой буквы, вот, ни поэтом. Но он был генератором идей, скажем так. Вот этого достаточно наверно. Остальное делали все люди вокруг него, все, что он придумал. То есть была некая кучка могучая, команда, которая работала на одно целое, что придумывал в общем-то Слава. Ну и другие люди, естественно, тоже были.
- Как бы единый организм?
- Ну да, другие люди тоже при нем были, они думали тоже все. Ну это трудно как-то объяснить, тем более за короткую беседу, как это делалось. Но это делалось так. Это делалось не только в группе «Алиса». Это делалось, я уверен, и в других коллективах, в том же «Аквариуме», «Кино». Ну там любая группа так работает. Просто у каждого свой метод разный, подходы разные, вот. Поэтому как-то вот так вот. Но он был генератором идей, скажем так. Вот человек приходил, говорит, у меня вот это, вот это. Давайте сделаем так и так. Вот. И мы начинали мудрить там насчет того, что Слава придумал.
- А он давал свободу каждому?
- Несомненно. Это сейчас нет свободы нигде в группе «Алиса» давно уже. Ну, естественно, и людей нету тех, кто начинал работать в этой группе. Там свобода только для одного человека сейчас. А раньше свобода была для всего коллектива. То есть каждый мог делать то, что…, ну естественно в определенных рамках, но безграничная свобода была.
- Мог реализоваться, да?
- Да, да. То есть это было безгранично все. Все короче перлись друг на друга и радовались жизни, вот скажем так.
- А можно задавать вопрос по поводу современной «Алисы»? Вам нравится музыка этой группы?
- Ну, я бы не хотел отвечать на эти вопросы честно. По музыке я могу сказать очень спорно. Я уважаю Константина Евгеньевича и его творчество очень, ну он хочет сделать. как можно лучше, я его понимаю, что он очень хочет, старается, и он брака никогда не выпустит. Но как это ему дается все, сам Бог, наверное, только знает. Я имею в виду в плане воплощения. То есть сами идеи у него действительно хорошие, отличные. Просто понимаете, тут, наверное, никто в этом не виноват. Ни он не виноват… ну это чувствуется, да. Может быть, народу так особо не чувствуется, но мне лично чувствуется, что вот он хочет придумать, хочет сделать круто, а ребята, которые с ним, они может и хорошие музыканты, и все хорошо, а душа то у них не там, вы понимаете. Она не в этой группе у них душа-то.
- Ага.
- Она не в этой группе у них душа-то. Вот в чем проблема-то вся. Они не с ним, вот. А он хочет, чтобы они с ним были. Они, видимо, каким-то там…, ну, может быть, не все, но часть ребят, они не с ним. Видно, по всему это видно. Группы нету, понимаете, есть подыгрывающий состав. Ну вот состав, он да, это сразу чувствуется.
Состав даже хороших музыкантов. Вот они играют, они помогают. Вот они что-то там делают. Но это чувствуется, потому что ну нету тут какой-то такой вот внутренней изюминки. Вот этого нету, то, что было. Раньше вот у нас было все это. Может, мы хреново и играли, хуже в десять тысяч раз, чем эти ребята, там все, но у нас была душа там. Она была, душа в этой группе. Сейчас я этого не вижу, что душа у этих ребят там, в этой группе. Но это и не их группа на самом деле, они приглашенные музыканты. Они не сделали эту группу. Поэтому этот вопрос спорный.
- А можно сказать, что Константин Евгеньевич продолжил вот идею Святослава Задерия?
- А он не продолжил идею Святослава Задерия, нельзя сказать. У него своя идея, своя концепция и своя, как говорится, творческая жизнь. Он творческая личность, мегавеликая, с большой буквы. Я его очень уважаю, как человека, он талантливый человек, очень талантливый человек.
- А можно сказать, что он именно в группе «Алиса» раскрылся, именно стал собой, именно благодаря…
- Как он раскрылся в группе «Алиса», так и каждый из нас. И я могу сказать, что мы до сих пор все, как один человек, вспоминаем те годы, когда мы все это начали, как мы пробились, мы благодарны за это, наверное, все друг другу. Это лучшее наверно время в нашей жизни, и у него я думаю тоже.
- Именно первый состав?
- Я думаю да. Ну всегда, всегда с чего-то, кто-то начинает что-то чего-то делают.
- Хотелось узнать, а вы продолжаете заниматься музыкой? Может, есть какой-то проект?
- Дело в том, что я давно занимаюсь как хобби да, вот мы тут недавно собрались, сделали, как материал, первый состав «Алиса», нас трое: барабанщик, гитарист и я. Вот, а так-то у меня другое дело, у меня другая работа и давно уже.
Мы понимаем, что мы не можем сейчас играть то, что было раньше и выступать где-то на больших стадионных площадках. А так, для себя в принципе и нормально. Поигрываем вот, так, что так вот.
- Сейчас еще, если я не ошибаюсь, создается трибьют группе НАТЕ...
- Ну да, они делают, они играют, нас там нету никого по-моему. Меня приглашали, я приезжал туда, чего-то поиграл. Не знаю им понравилось, не понравилось? Там одну песенку. И барабанщик у нас Миша тоже чего-то там сыграл. Потому, что у там них свое видение всей концепции.
- И такой вопрос, чтобы вы хотели пожелать нашим читателям, слушателям? Чтобы вот остаться человеком в наше время, сейчас время такое не простое, как мне кажется. Как вы вот считаете? Что наи делать?
- Да всегда нос по ветру держать. Жизнь ведь во все времена была не легкой, не только сейчас. И раньше были времена то похуже, то получше. Но всегда что-то, какие-то проблемы и т.д. Держать нос по ветру. Верить, быть оптимистом, верить в лучшее и не болеть. Вот и все! А человек творческий он всегда раскроется где-то. Если у него реально хорошее творчество, то есть он где-то раскроется. Главное, не бросать этим заниматься. Как в музыке, так и в живописи, поэзии, где угодно. Любая творческая единица, она может раскрыться. Главное заниматься над собой и в общем-то все будет хорошо.
- Спасибо вам!
- И вам, всех вам благ, всего доброго.
- Я очень рада. Спасибо, что вы ответили на вопросы, всего вам доброго. Спасибо!
- Да, всех благ вам. До свидания.
- До свидания. Спасибо!
октябрь 2021 года
Интервью брала Мария Макашенец.
С Вами, Сияние Здесь!
Спасибо!