Нет сил слушать, какие дети стали не такие. Они, конечно, всё ещё абсолютно нормальные и разные. Но сегодня хочется поговорить о детях, выходящих за границы нормы, — об одарённых.
Я несколько лет работаю на направлении «Литературное творчество» в «Сириусе», а в последний год вместе с моим ближайшим коллегой и по совместительству папой мы открыли поэтический онлайн-семинар для выпускников нашей сириусовской программы. За этот год стало ясно, что такой семинар решает многие проблемы литературно одарённых подростков.
Какие, собственно, проблемы? Есть у тебя поэтический дар — радуйся и пиши стихи. Но вообще-то одних способностей мало, нужно ещё именно уметь писать, ориентироваться в пространстве современной и классической поэзии, тренировать вкус. Даже очень талантливый ребёнок без правильного взрослого может не достичь профессионализма, а с неправильным — и вовсе потратить свой дар впустую, свернуть не туда.
Итак, Хьюстон, у нас следующие проблемы:
Нехватка профессиональной оценки.
Рисуешь — идёшь в художественную школу, есть слух — в музыкальную. А куда идти, если пишешь стихи? Детских литературных семинаров мало, и далеко не все из них ведут профессионалы. Подросток может попробовать пойти во взрослое ЛИТО, но нет гарантии, что он не попадёт в сцену из фильма «Петровы в гриппе».
А без экспертной оценки понять, в каком направлении двигаться, оценить себя сложно даже очень талантливым ребятам.
Непрофессиональная похвала.
Как часто я встречаю школьников, которым кто-то добрый (родители, учитель литературы) сказал, что у них хорошие стихи! Детское творчество умиляет, и это опасное, вредоносное умиление. Оценка должна быть нетравмирующей, но трезвой. Если получилось в рифму — замечательно. Но ещё не факт, что это можно назвать стихами.
Стихи — это талант, умноженный на труд и особое мировосприятие. Отсутствие понятных критериев оценки ведёт к тому, что плохие тексты поощряются. Если ребёнок фальшиво поёт, все заметят. Но фальшивые стихи почему-то то и дело принимают за настоящие.
Отсутствие среды литературно одарённых сверстников.
Значимый поэтический взрослый — это, конечно, хорошо, но пробовали ли вы наблюдать за тем, с какой скоростью развивается талант ребёнка, когда рядом оказываются увлечённые поэзией ровесники?
Во-первых, важно видеть, как пишут другие дети, особенно если они пишут лучше. Во-вторых, в подростковой литературной тусовке обязательно возникает сотворчество: литературные шутки, мемы, пародии — всё, что кажется несерьёзным, на самом деле серьезно влияет на поэтическое становление.
Попытки родителей и учителей сделать из ребёнка гения.
Эта ошибка вырастает из того самого умиления и, конечно, нездоровых взрослых амбиций. Вспомните, чем кончилась история Ники Турбиной, когда все кинулись восхищаться слабыми стихами из-за того, что они недетско-детские.
Но недетскость стихов — не признак таланта. Обращать внимание надо не на подражание взрослой интонации, а в первую очередь на способность видеть необычное в обычном и слышать, улавливать ритм, созвучия.
Ожидание, что ребёнок будет писать «позитивные» стихи.
У нас есть драгоценный миф о детстве как о счастливом, безоблачном времени. И стихи у детей «должны» быть оптимистичными. Беда в том, что настоящим стихам неинтересно, чего от них ждут, а поэты редко пишут от большой радости, скорее — наоборот. Так что лучше разделять возраст автора и ожидания от текстов. Если стихи талантливые, то какая разница, мрачные ли они?
Литературно одаренному подростку в равной мере нужны поддержка и критика, наставники и друзья-поэты. Мы стараемся всё это обеспечить, а потом радуемся, читая замечательные стихи учеников (да, мрачные, иногда совсем упаднические). И кажется, радуемся не одни мы, раз уж наши дети взяли на литературной премии «Глаголица» гран-при, два диплома победителей и приз имени Михаила Яснова.
И всё-таки главное не победа, а… хорошие стихи, но ведь иногда можно и нужно похвастаться родными чужими достижениями.
Подписывайтесь на канал — в прошлый раз я рассказывала про ошибки, которые больше всего раздражают в детских сочинениях.