Найти тему
Дестрой

КБЖД в деталях ч.14: Железнодорожные тоннели и мосты участка Уланово-Порт Байкал

Сегодня мы снова перенесёмся на побережье озера Байкал и продолжим наш рассказ о знаменитой КругоБайкальской Железной Дороге, которую мы разбили на части для полного охвата всех её интересных инженерных сооружений на протяжении более 85 километров.

И в этой статье мы пройдёмся по тоннелям и мостам от станции Уланово до конечной станции Порт-Байкал.

-2

В этот раз наш путь начинается с окраин бывшей станции Хвойная, которая при строительстве планировалась как разъезд. В 1933 г. она была переименована в Уланово в честь председателя Маритуйского совета комиссара Н. Уланова, погибшего в 1918 г. во время Гражданской войны в боях с белогвардейцами при попытке подорвать один из тоннелей КБЖД. А в 1962 г. станция была упразднена, всё таки став разъездом.

-3

Первым сооружением на нашем пути стала заброшенная ещё в 1956 г. однопутная противооползневая галерея №5 "Холодная-2" на 96 километре КБЖД.

-4

Построена она была в 1904 г. у входа в падь "Холодная".

Длина галереи всего 109 метров, а стоимость её постройки обошлась царской казне в 129 883 рублей.

-5

А когда при модернизации по берегу озера был проложен менее опасный участок, галерея была заброшена.

-6

С другой стороны пади расположена ещё одна заброшенная по той же причине противооползневая галерея №4 "Холодная-1", построенная в то же время. Её длина составляет 149 метров, а стоимость постройки составила 172 429 рублей. Подрядчиками строительства этих сооружений были инженеры путей сообщения Н. Арцыбышев и В. Королёв.

-7

По КБЖД периодически ходят поезда, причём не только туристические, но и просто пригородного сообщения, которые нам постоянно встречались на пути.

-8

Но прежде чем мы двинемся дальше по путям к основным тоннелям, давайте спустимся на берег.

-9

Где у основания мыса Толстый расположено несколько бывших зданий и остатки от деревянного пирса.

-10
-11

Остатки от самого пирса.

-12
-13

Поднимемся обратно на пути и подойдём к тоннелю №8 "Толстый", построенному в 1903 г. сквозь мыс Толстый на 90 километре КБЖД.

-14

Его длина 349 метров, а стоимость строительства составила 435 523 рублей.

-15

Подрядчиками строительства выступали те же инженеры путей сообщения Н. Арцебышев и В. Королёв.

-16

Изначально он был двухпутным, но теперь в нём уложен один путь широкой колеи.

-17
-18
-19
-20
-21

Западный портал тоннеля.

-22

Пройдя тоннель мы выходим на бывший разъезд "Толстый", обустроенный в связи с увеличением потока поездов уже при эксплуатации КБЖД. Но уже при строительстве второго пути разъезд был ликвидирован, а на его месте образован одноимённый блокпост, от которого ничего не осталось.

-23

Небольшая каменная подпорная стенка, построенная ещё во время укладки первого пути.

-24

А спустя километр мы вышли к бывшей центральной электростанции, питавшей сжатым воздухом девять бурильных станций пневмо-перфораторов во время строительства сооружений КБЖД.

-25

При подстанции раньше располагался осёлок строителей КБЖД и платформа, но в 1950-х гг. они были ликвидированы.

-26

Также у подстанции был свой небольшой деревянный пирс для доставки грузов.

-27

Здесь из камней торчат старые дореволюционные рельсы и выходит устье речки с названием Каторжанка.

-28

С такими мостами через неё.

-29
-30
-31

А мы движемся дальше.

-32

И спустя километр выходим к очередному тоннелю под №7 с названием "Каторжанский-2".

-33

Тоннель изначально также был двухпутным. Его длина уже 538 метров, а построен он был в 1904 г.

-34

Стоимость его строительства составила 645 788 рублей, а подрядчиками выступали всё теж же инженеры путей сообщения.

-35

Сквозь свод текут ручьи воды.

-36
-37
-38

Из западного портала видно следующий тоннель.

-39
-40

Это тоннель №6 с названием "Каторжанский-1", построенный в то же время на 88 км КБЖД.

-41

Он также был двухпутным и имел длину всего 109 метров.

-42

Стоимость строительства составила 101 435 рублей.

-43

Подрядчики строительства всё те же фамилии.

-44

Так выглядит его западный портал.

-45

На пути встречается много мелких мостов и селенаправляющих бетонных лотков.

-46

На 87 км мы подошли к противооползневой галерее №2, длиной 66 метров. Где мы пропустили галерею №3 осталось загадкой. :)

-47

Построена она была также в 1904 г. под руководством тех же подрядчиков, а стоимость постройки составила 142 191 рублей.

-48

И снова вдали видно следующее сооружение.

-49

Западный портал галереи.

-50

Сразу за ней находится участок, где весной 1941 г. из за обвалившегося валуна произошло крушение поезда.

-51

Дальше мы вышли к тоннелю №5, построенному в 1904 г. на 86 километре.

-52

Он также был изначально двухпутным.

-53

По первоначальному проекту его длина должна была составлять всего 96 метров, но из за вскрывшихся в процессе строительства сложных пород, его длину пришлось увеличить до 194 метров.

Подрядчиками были всё те же инженера, а стоимость строительства обошлась в 137 543 рублей.

-54

Тоннель заканчивается западной противооползневой галереей длиной 90 метров.

Весной 1904 г. над выходом из тоннеля в нависающем горном массиве была выявлена трещина, а до открытия движения оставалось всего пол года. Тогда было решено защитить тоннель дополнительно пристроенной галереей. Сооружение её оказалось не менее сложным чем проходка самого тоннеля и сопровождалось многочисленными обвалами.

Под руководством тех же подрядчиков стоимость пристроенной галереи составила 203 677 рублей.

-55

В нагорной части галереи на озеро выходит три таких окна.

-56
-57
-58

Западный портал галереи.

-59

Если пройдя тоннель спуститься к воде, то можно увидеть тот самый огромный нависающий склон с трещиной.

-60

Сразу за тоннелем у воды насыпь держит каменная подпорная стенка длиной 60 метров, построенная во время сооружения первого пути из околотого камня. Здесь мы перекусили.

-61

Встретили изредка проезжающий поезд и отправились дальше.

-62

На 85 км мы вышли к такой селенаправляющей дамбе с очередным бетонным лотком, в котором протекает ручей Гладилиха.

-63

Проходим ещё с километр по извилистому пути.

-64

И выходим к тоннелю №4 с названием "Бакланий".

-65

Изначально длина этого двухпутного тоннеля составляла 189 метров, но в 1903 г. было решено пристроить к восточному порталу противообвальную галерею длиной 16 метров.

-66
-67

Руководили строительством те же инженеры, а общая стоимость тоннеля и галереи составила 226 641 рублей.

-68
-69
-70
-71

Западный портал.

-72
-73

Далее на 84 км мы вышли к такой подпорной стенке длиной 100 мтеров.

-74

Прошли несколько мелких мостов и вышли к железобетонному виадуку балочного типа длиной 30 метров, построенным над небольшим заливчиком.

-75

Это был первый многопролётный железобетонный мост на каменных опорах, который было решено построить вместо слишком большой подпорной стены на втором этапе строительства КБЖД.

-76

Сразу за ним на 83 км расположен двухпутный тоннель №3 длиной 43 метра, который больше похож на противооползневую галерею нежели тоннель.

-77

Что интересно, он не был предусмотрен проектом, но для безопасности вместо выемки под обрывистым склоном было решено в уступе пробить именно тоннель, но по торцам пристроить две небольших галереи, с которыми длина тоннеля составила чуть более 65 метров.

-78

Строительными работами руководили всё те же инженеры, а общая стоимость составила 80 661 рублей.

-79

Западный портал.

-80

Снова селенаправляющие лотки.

-81

Остановочный пункт Серебряный ключ на берегах реки Большой Баранчик.

-82

Пройдя ещё два тоннеля, которые мы уже не фотографировали из за наступившей темноты, на 76 километре мы вышли к противооползневой галерее №1, построенной как и все предыдущие сооружения в 1904 г.

-83
-84

Её длина составляет 83 метра, но строилась она уже другим подрядчиком военным инженером подполковником Э. Березовским.

-85

Шуточный кадр с палаткой, которую мы ставили для ночёвки неподалёку от тоннеля и притащили сюда на минуту для фото сразу после прохода поезда.

Для особо впечатлительных уточним, что поезд здесь проходит пару-тройку раз в день и снято это сразу после прохода поезда, так что абсолютно никакой опасности не было.

-86

Стоимость строительства обошлась казне в 103 818 рублей.

-87

Далее мы вышли к таким красивым каменным водопропускным водоводам под полотном через Марьяный ручей.

-88

Красивый водовыпускной оголовок.

-89

Здесь две поочерёдно построенных в стык арки образуют единое гидротехническое сооружение.

-90
-91

Водовпускной оголовок.

-92

Отсюда уже начинается дорога вдоль железнодорожного полотна, ведущая в посёлок порта Байкал.

-93

Вдоль которой на скалах можно увидеть такие художества.

-94
-95
-96

Вдали уже виднеется и конечная станция.

-97

Место для привала.

-98

А так выглядит местный благоустроенный родник на 74 км.

-99

Ну а дальше мы вышли в порт Байкал, о котором расскажем отдельно в заключительной статье, ведь там тоже есть на что посмотреть.

-100

Ну а на этом всё.

-101

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807

Спасибо за просмотр и до новых встреч.