Кто он — Джон Фельтон?

4,2K прочитали
Нет, я не про исторического персонажа, как вы могли бы подумать, а про литературного. Александр Дюма сделал своего героя мало похожим на того человека, который в 1628 году убил герцога Бекингема.

Нет, я не про исторического персонажа, как вы могли бы подумать, а про литературного. Александр Дюма сделал своего героя мало похожим на того человека, который в 1628 году убил герцога Бекингема. Прежде всего, он его омолодил — в романе Фельтону лет 25-26, а вот в реальности было за тридцать. Да и с головой у литературного Фельтона тоже все в порядке — никаких кошмаров, голосов, никаких попыток заниматься членовредительством. И материальное положение в романе у Фельтона явно лучше, чем в реальности. Конечно, упоминается, что когда-то он страдал от нищеты, но лорд Винтер решил эту проблему: в романе положение Фельтона благополучно и надежно — у него денежная служба, надежный покровитель, у него все хорошо.

Нет, я не про исторического персонажа, как вы могли бы подумать, а про литературного. Александр Дюма сделал своего героя мало похожим на того человека, который в 1628 году убил герцога Бекингема.-2

А еще Дюма сменил своему персонажу веру. В реальности Фельтон принадлежал к англиканской церкви, а вот в романе стал пуританином.

"О, — радуется читатель, — так он же религиозный фанатик!"

"Вы в этом так уверены?" — спрошу я.

"Но, как же — он ведь пошел убивать, да и миледи считала его фанатиком, и даже автор"

Миледи часто ошибалась, а слова Дюма гораздо больше в некоторые моменты похожи на мысли персонажа, наблюдавшего за Фельтоном (а это миледи), чем на мысли самого автора. Да вы и можете увидеть, что фанатиком Фельтон не был.

Нет, я не про исторического персонажа, как вы могли бы подумать, а про литературного. Александр Дюма сделал своего героя мало похожим на того человека, который в 1628 году убил герцога Бекингема.-3

Вспомните, он — пуританин — не видит ничего странного в том, чтобы служить лорду Винтеру — католику. И то обстоятельство, что Винтер спас ему жизнь (о чем и напоминает), для фанатика не имело бы значения. Спасает Всевышний, а этот папист просто оказался орудием в Его руках. Фанатики, как правило, думают именно так. Но не Фельтон! Он считает Винтера своим благодетелем, не на шутку ему предан, он ему доверяет и готов поручиться, как за самого себя!

Нет, я не про исторического персонажа, как вы могли бы подумать, а про литературного. Александр Дюма сделал своего героя мало похожим на того человека, который в 1628 году убил герцога Бекингема.-4

И хотя Фельтону неприятен католический молитвенник, Винтер может спокойно дать его офицеру с поручением передать невестке, не боясь, что тот швырнет молитвенник в камин или потопчется на нем.

Как видите, он вполне способен подняться над религиозными разногласиями, что совершенно не похоже на поведение фанатика.

Нет, я не про исторического персонажа, как вы могли бы подумать, а про литературного. Александр Дюма сделал своего героя мало похожим на того человека, который в 1628 году убил герцога Бекингема.-5

И все-таки, как же случилось, что достойный до этого момента человек, пошел убивать? Разве он это сделал не из ненависти, не из фанатизма?

Да нет, конечно. Бекингема он ненавидел давно — как и многие другие подданные короля Англии того времени, но ведь не шел же убивать. Для того, чтобы это случилось, потребовалось вмешательство миледи: рыдания, жалобы, обвинения, молитвы, фальшивая экзальтация, целая лавина патетической и страшной лжи и даже инсценировка попытки самоубийства...

Нет, я не про исторического персонажа, как вы могли бы подумать, а про литературного. Александр Дюма сделал своего героя мало похожим на того человека, который в 1628 году убил герцога Бекингема.-6

Беда Фельтона заключалась в том, что он оказался доверчив, не слишком умен, несамостоятелен и имел крайне малый опыт общения с женщинами.

Поймите меня правильно, я вовсе не утверждаю, что Фельтон глуп, как полагала миледи. В рамках задач, которые перед ним ставились, он все делал разумно и практично. Он проявил себя неплохим тактиком. Но не более того!

Он руками и ногами отбивается от необходимости взглянуть на ситуацию в целом и сделать выводы из той информации, что у него есть и из собственных наблюдений (а они у него были и какие!).

Но он отбрасывал возникающие подозрения. Еще бы — как можно подозревать такую красивую и хрупкую женщину.

Нет, я не про исторического персонажа, как вы могли бы подумать, а про литературного. Александр Дюма сделал своего героя мало похожим на того человека, который в 1628 году убил герцога Бекингема.-7

И он всеми силами пытался уйти от ответственности. Вспомните, сколько раз он говорил: "Это не мне решать... Я только исполняю..." и т.д. и т.п. Да, внешне кажется, что Фельтон решительный человек, вот только это не его решимость — сначала Винтера, потом миледи. Он как свинец, выпущенный чужой рукой — может убить, но при этом сам металл мягкий и податливый.

Доверчивость, чувство справедливости — и вот скромный офицер вообразил себя рыцарем, спасающим невинную деву от дракона. Никто ведь не сомневается, что для спасения девы дракона надо сразить?

Нет, я не про исторического персонажа, как вы могли бы подумать, а про литературного. Александр Дюма сделал своего героя мало похожим на того человека, который в 1628 году убил герцога Бекингема.-8

Но при этом прежде чем ударить врага, Фельтон пытался решить дело каким-то другим способом — убедить герцога отпустить миледи на все четыре стороны, дать ей свободу.

Разве фанатик стал бы взывать к совести герцога? А вот Фельтон это делал. Более двух страниц весьма живого диалога.

Нет, я не про исторического персонажа, как вы могли бы подумать, а про литературного. Александр Дюма сделал своего героя мало похожим на того человека, который в 1628 году убил герцога Бекингема.-9

Но так как сказка, которую скормила ему миледи, не имела ничего общего с реальностью, то Бекингем не только не понял Фельтона, но даже счел того безумцем. А дальше одновременно случайный и закономерный финал.

Закономерный, потому что под влиянием миледи Фельтон таки взялся за кинжал. Случайный, потому что герцог мог бы отбиться, если бы не услышал сообщение о письме из Франции.

Нет, я не про исторического персонажа, как вы могли бы подумать, а про литературного. Александр Дюма сделал своего героя мало похожим на того человека, который в 1628 году убил герцога Бекингема.-10

Фельтону не повезло дважды. Первый раз, когда он вообще встретил миледи. Второй — когда он все же успел узнать, что его обманули и предали. И для него это было самым тяжким ударом.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки