Нет, я не про исторического персонажа, как вы могли бы подумать, а про литературного. Александр Дюма сделал своего героя мало похожим на того человека, который в 1628 году убил герцога Бекингема. Прежде всего, он его омолодил — в романе Фельтону лет 25-26, а вот в реальности было за тридцать. Да и с головой у литературного Фельтона тоже все в порядке — никаких кошмаров, голосов, никаких попыток заниматься членовредительством. И материальное положение в романе у Фельтона явно лучше, чем в реальности. Конечно, упоминается, что когда-то он страдал от нищеты, но лорд Винтер решил эту проблему: в романе положение Фельтона благополучно и надежно — у него денежная служба, надежный покровитель, у него все хорошо.
А еще Дюма сменил своему персонажу веру. В реальности Фельтон принадлежал к англиканской церкви, а вот в романе стал пуританином.
"О, — радуется читатель, — так он же религиозный фанатик!"
"Вы в этом так уверены?" — спрошу я.
"Но, как же — он ведь пошел убивать, да и миледи считала его фанатиком, и даже автор"
Миледи часто ошибалась, а слова Дюма гораздо больше в некоторые моменты похожи на мысли персонажа, наблюдавшего за Фельтоном (а это миледи), чем на мысли самого автора. Да вы и можете увидеть, что фанатиком Фельтон не был.
Вспомните, он — пуританин — не видит ничего странного в том, чтобы служить лорду Винтеру — католику. И то обстоятельство, что Винтер спас ему жизнь (о чем и напоминает), для фанатика не имело бы значения. Спасает Всевышний, а этот папист просто оказался орудием в Его руках. Фанатики, как правило, думают именно так. Но не Фельтон! Он считает Винтера своим благодетелем, не на шутку ему предан, он ему доверяет и готов поручиться, как за самого себя!
И хотя Фельтону неприятен католический молитвенник, Винтер может спокойно дать его офицеру с поручением передать невестке, не боясь, что тот швырнет молитвенник в камин или потопчется на нем.
Как видите, он вполне способен подняться над религиозными разногласиями, что совершенно не похоже на поведение фанатика.
И все-таки, как же случилось, что достойный до этого момента человек, пошел убивать? Разве он это сделал не из ненависти, не из фанатизма?
Да нет, конечно. Бекингема он ненавидел давно — как и многие другие подданные короля Англии того времени, но ведь не шел же убивать. Для того, чтобы это случилось, потребовалось вмешательство миледи: рыдания, жалобы, обвинения, молитвы, фальшивая экзальтация, целая лавина патетической и страшной лжи и даже инсценировка попытки самоубийства...
Беда Фельтона заключалась в том, что он оказался доверчив, не слишком умен, несамостоятелен и имел крайне малый опыт общения с женщинами.
Поймите меня правильно, я вовсе не утверждаю, что Фельтон глуп, как полагала миледи. В рамках задач, которые перед ним ставились, он все делал разумно и практично. Он проявил себя неплохим тактиком. Но не более того!
Он руками и ногами отбивается от необходимости взглянуть на ситуацию в целом и сделать выводы из той информации, что у него есть и из собственных наблюдений (а они у него были и какие!).
Но он отбрасывал возникающие подозрения. Еще бы — как можно подозревать такую красивую и хрупкую женщину.
И он всеми силами пытался уйти от ответственности. Вспомните, сколько раз он говорил: "Это не мне решать... Я только исполняю..." и т.д. и т.п. Да, внешне кажется, что Фельтон решительный человек, вот только это не его решимость — сначала Винтера, потом миледи. Он как свинец, выпущенный чужой рукой — может убить, но при этом сам металл мягкий и податливый.
Доверчивость, чувство справедливости — и вот скромный офицер вообразил себя рыцарем, спасающим невинную деву от дракона. Никто ведь не сомневается, что для спасения девы дракона надо сразить?
Но при этом прежде чем ударить врага, Фельтон пытался решить дело каким-то другим способом — убедить герцога отпустить миледи на все четыре стороны, дать ей свободу.
Разве фанатик стал бы взывать к совести герцога? А вот Фельтон это делал. Более двух страниц весьма живого диалога.
Но так как сказка, которую скормила ему миледи, не имела ничего общего с реальностью, то Бекингем не только не понял Фельтона, но даже счел того безумцем. А дальше одновременно случайный и закономерный финал.
Закономерный, потому что под влиянием миледи Фельтон таки взялся за кинжал. Случайный, потому что герцог мог бы отбиться, если бы не услышал сообщение о письме из Франции.
Фельтону не повезло дважды. Первый раз, когда он вообще встретил миледи. Второй — когда он все же успел узнать, что его обманули и предали. И для него это было самым тяжким ударом.
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки