Сегодня хочу поделиться рассказом о школьной травле, поведанным мне одной моей ученицей. Ситуация эта меня волнует, и я хочу помочь девочке, подвергшейся травле со стороны одноклассников.
По понятным причинам имена в этой статье будут изменены и реальных фотографий не будет.
Я начала заниматься русским языком с одной ученицей. Она отличница, но нерусская по национальности. Естественно, этот предмет ей даётся хуже всего. Назовём её Алиной. Вот она как раз и рассказала мне про свою подружку-одноклассницу.
- Катю не любили с первого класса. Она ни с кем не разговаривала, ходила, ссутулившись, и голову опускала вниз. Очень скромная. Могли её обозвать, а она ничего не ответит и заплачет.
В четвертом классе ей приписали очки. Все стали дразнить очкариком, просили дать их примерить. Так очки шли по кругу, а она бегала за ними и просила отдать. Но она была маленькой (по росту), а все высокие, и не могла дотянуться и отобрать свои очки.
- Какие у вас невоспитанные ребята в классе! - сказала я.
- Это ещё что! Вот подножки они ей ставят. И прямо на лестнице.
- Это же ужас! А как Катя, живая?
- Живая. Она не падала ни разу. И знаете, как ей удаётся избежать подножек? Благодаря своему брату.
У неё есть старший брат, с которым они не ладят между собой. Брат, как оказалось, Катю дома обижал. Одна забава была у него - поставить сестре подножку и смеяться потом над ней. После нескольких подножек организм Кати адаптировался. Она стала ходить осторожно и была всегда готова к "нападению". Так и в школе вышло, что ей ставили подножки, а она спокойно перешагивала и шла дальше.
- В столовой мальчики могут подбежать и отобрать у Кати её порцию. Она стала носить еду с собой из дома. Но однажды она ела яблоко на перемене, а Максим подбежал и выбил это яблоко у нее из рук.
- За что?
- Да просто так. Катя не знала тогда, что делать и что сказать ему. Просто в шоке стояла. А Максим смеялся вместе со всеми. Они кричали, что она даже яблоко не может в руках удержать. В конце всех уроков она плакала, - говорила Алина
- А что ваша учительница? Ты говоришь, что в столовой еду отбирали мальчики. А учительница где была в это время? Как она вообще на всё реагирует? - спрашиваю я.
- Не знаю. Ей всё равно. Она всегда занята. Я даже уверена, что она не знает, что Катю обижают.
- В этом случае Кате надо самой подойти к учительнице и всё ей рассказать.
- Вы что, нет, она так не сделает. Она стеснительная.
- В таком случае, подойди ты! Вступись за подругу! Учительница вам должна помочь. А ты вообще за подругу вступаешься? - спрашиваю я.
- Я тоже боюсь. Вдруг меня будут тоже обзывать нехорошими словами, - Алину можно в этом случае понять. Она сказала, что вместе с подругой хотят уйти в другую школу.
- А тебе зачем в другую школу? Тебя тоже обижают? - спрашиваю я Алину.
- Нет. Но я за подругу. Куда она - туда и я.
Оказалось, что Катя давно просила маму перевести её в другую школу. Но мама была непреклонна. Её доводы были такие:
- Эта школа близко к дому.
- В этой школе Катя проучилась несколько лет, привыкла, учителя к ней привыкли. В другой школе нужно начинать всё сначала.
- Нет гарантии, что в новой школе не повторится всё то же самое.
- И вообще Катя должна учиться справляться со своими проблемами, а не убегать от них.
Мама, с одной стороны, права, но с другой... Сказать застенчивому ребенку: "Иди и справляйся со своими проблемами сама!" Это хуже не придумаешь. Это всего лишь маленький ребенок, которому нужна помощь, который не умеет и не знает, как решать серьёзные проблемы.
Я, если честно, поражена равнодушию учителя и родителей Кати. Всем как будто наплевать на боль маленькой девочки.
А в конце Алина сказала неожиданное:
- Катя сама во всём виновата. Нелюдимая молчунья. А недавно настроила против себя весь класс ещё сильнее.
Задали прочитать один рассказ к уроку. Книга эта старая, нигде её в интернете не нашли. Учитель сказал, что книга точно есть в школьной библиотеке. Так Катя взяла её самая первая.
- И что вы думаете, она с кем-то поделилась этой книгой? Рассказ прочитать надо было к концу недели. И Катя всю неделю держала книгу у себя и никому не отдавала. Если бы я взяла эту книгу, то прочитала бы за вечер, потом отдала бы другому, тот на следующий день третьему и так далее. Но нет, Катя никому не дала, хоть её и просили, умоляли.
- Конечно, это нехорошо. Но что в итоге, всем поставили двойки кроме неё? - спрашиваю я.
- Нет. Весь класс сказал, что рассказ не прочёл. А Катя сидела, как мышка, тихо-тихо. Учительница задала другой рассказ потом. Но ребята все Катю возненавидели.
Что-то мне не нравится вся эта ситуация. Девочку жаль. Такая травля часто бывает в школах. Или буллингом это ещё называют. И я понимаю, что тут нужна серьёзная психологическая помощь девочке. Проблемы в семье я ещё вижу.
Но есть одно "но". Я всего лишь репетитор у подружки. Я никогда не видела и не знаю Катю, она меня тоже. Совсем чужой ребенок, за которого я не отвечаю. Но после рассказа Алины, я почувствовала, что теперь отвечаю и хочу помочь Кате.
- Вам надо вместе сходить к школьному психологу. У вас он есть в школе?
- Есть! - Алина взглянула с надеждой. Это была надежда на помощь для её подружки.
- Так давно бы сходили. Вместе, потому что Катя будет бояться и стесняться одна. А вместе будет легче. Она, я так понимаю, ни с кем больше в классе не общается кроме тебя?
- Только со мной, - ответила Алина.
- Психолог выслушает и скажет, что делать Кате. Он и с мамой её поговорит. Только обязательно сходите!
Как-то была у меня в классе ученица, которая тоже подверглась травле. Я дала ей один совет, который поставил обидчиков на место. Всё описывала в этой статье:
Друзья, может, у вас тоже есть дельные советы. Или есть опыт подобных школьных ситуаций. Напишите о них в комментариях. Буду благодарна.