Тяжёлая участь автостопа
Сложно оценивать сольные работы некоторых исполнителей, которые успели к моменту начала самостоятельного плавания много чего великого и шедеврального наворотить в прославленных коллективах, вместе со своими соратниками. Присутствует как боязнь не понять замысел и замах артиста, так и опасение разочароваться.
В какой-то мере всё это сбывается при прослушивании дебюта Роджера Уотерса, который он выпустил, едва расставшись с Pink Floyd.
Это очень неоднозначная пластинка, интересная по задумке, но странная по содержанию и выбранной манере исполнения. В ней угадывается всё то, что практически в совершенной форме нашло воплощение в The Wall. Но вместе с тем она во многом наследует невыразительность, невнятность и слабость The Final Cut.
Концептуальность работы заключается в том, что нам повествуется о коротком промежутке утра (с 4:30 по 5:11), на протяжении которого главному герою снится прерывистый сон, где он пытается реализовать потаённые желания, связанные с обладанием прекрасной незнакомкой.
Уотерсом на альбоме поднимаются темы кризиса среднего возраста, адюльтера, отчуждённости, одиночества, поиска вдохновения и выхода из закольцованного быта, а также сострадания.
Тиканье часов, шорох постели, женские вздохи и голос жены, обрывки фраз, крики, возгласы, шёпот, то перебор, то терзание струн и завывания саксофона.
Песни перетекают одна в другую, рефреном звучит один и тот же гитарный мотив и при определённом настроении может произойти совпадение внутренних ощущений с тем, что ты слышишь. Так что кое-какой атмосферы удалось достичь. Не в последнюю очередь благодаря выразительной гитаре Эрика Клэптона, которому тут, конечно, не дали полноценно развернуться (а надо было), а также саксофону, прихватившему с собой изрядную долю психоделии и нервозности.
Нет нужды пересказывать сюжет, который интересен больше как попытка пересказать сны музыкальными средствами, чем полноценное и самодостаточное произведение.
Общее впечатление, которое можно описать как «любопытно-занятное» значительно ухудшает выбранная Уотерсом манера пения – то вкрадчивая, как ночное шептание о любовных секретах, то крикливо-истеричная, как при пробуждении от кошмара.
При этом большинство номеров – скорее зарисовки, чем песни.
Но есть и приятные исключения, которых, к сожалению, не так много, как могло бы быть. Это, собственно, заглавная композиция, выпадающая из обоймы и представляющая отличный поп-номер с разгульной женской подпевкой, уверенной гитарной поддержкой и стандартной песенной структурой. Также неплоха яростно-блюзовая Sexual Revolution.
Ну и в целом то тут то там встречающиеся на диске блюзовые, джазовые проигрыши, вставки, а также элементы, создающие какую-то особую атмосферу постоянно колеблющегося спокойствия-тревожности – всё вместе это делает "Плюсы и минусы автостопа" как минимум интересной и заслуживающей внимания поклонников Pink Floyd записью.
Страшно представить, что бы мы сейчас делали, если бы именно концепцию Автостопа выбрали в своё время участники PF вместо легендарной Стены (а выбор был именно таков). Хотя, возможно, при содействии других участников группы эта «музыкально-психоделическая повесть» получилась бы выразительнее и глубже.
В любом случае, эти разумные люди поступили мудро, а The Pros and Cons of Hitch Hiking остался удел оригинальной, но неотшлифованной и во многом непродуманной записи.
Уж простит меня светоч гения имени Роджера Уотерса!
Оценка: 2/5
Источник изображений: www.pinkfloydilustradio.blogspot.com, www.961theeagle.com, www.ace-bootlegs.com