— Что будем взбалтывать? Так Касабланку, один из самых известных городов Марокко. Вернее, две Касабланки в одном шейкере: экономическую, светскую, торговую столицу Марокко - вполне европейский город, и - колониальный арабский.
— Не верите про дьявола? Пруф:
— Нас реально почти уже ограбили прямо на людной улице, а почему только почти … Дойдём и до этого. Может, другим наука будет!
Но пока до ограбления еще далеко, пока мы только въезжаем в город, и для тех, кто смотрел знаменитый фильм «Касабланка» (через три с лишним месяца ему уже 80 лет, а он все еще один из самый рейтинговых в США), это название на стене ничем особо не примечательного здания скажет много.
Да, да, то самое кафе «У Рика», главное место действия фильма. Вот только кафе это появилось в Касабланке много позже 1942 года, а сама «Касабланка» никогда не снималась в Марокко, а всего лишь в павильонах Голливуда. Но плох тот коммерсант, который не воспользуется поводом, плывущим в руки…
Ну, а дальше в самом деле две Касабланки на одном пространстве, даже океана - два. Для одних - набережная Корниш. Говорят, центр тусовки. Говорят, место притяжения всех богатеньких буратин и, вообще, этакая Еуропа. Признаюсь, меня впечатлила мало. В зелени, как пишут путеводители, не утопает, то, что это самое чистое место в городе… Ну, сами увидите на фото в галерее.
Вот сам океан впечатлил бесконечно, но к нему не подобраться. У здешних богатых свои причуды, они здесь купаются в бассейнах с видом на океан, а не в океане. Здесь даже фотографировать приходилось через крыши, натянутые над кафешками.
Океан для других нам увиделся таким:
Европейский город
Что ж, я и говорю, не перемешивается Касабланка. Увидим это и дальше, а сейчас нам пора в центр «самого европейского города Марокко». И на первый взгляд - тот взгляд, что из окна туристического автобуса - так оно и есть. Со своим колоритом, но все вполне «по-белому»: стекло, бетон, автосалоны, пробки, высотки (этажность которых гид, не моргнув, завышает в два раза)) ).
А в этом месте, улыбаясь, гид произносит: «Я знаю, у вас там дома есть Рублевка, а у нас вот этот район – Дирхамка» (дирхам - национальная валюта Марокко).
Как будто в подтверждение европейскости города, в центре нам в первую очередь показывают не что иное, как католический храм. Получается иллюстрация к путеводителям: «Эта уникальная страна на сегодняшний день являет собой редкий образец безопасного арабского мира: мусульманская монархия, в которой мирно уживаются разные народности и религии».
"Ничего уникального!" - возглас живущего в прекрасной многоконфессиональной арабской Иордании автора!))
Историчности в нем никакой нет (50-е годы прошлого века). Снаружи это строгая бетонная коробка, зато внутри внушительные витражи площадью больше 800 кв.м.
Что до дьявола, которого вы видели выше, то помнится, во французской Нарбонне нас убеждали в уникальности местного собора именно из-за его изображения, выходит, наврали… Вот так по всему миру лапшу и собирают восторженные туристы))
Арабский город
Вот и приехали. Здесь будет отель, здесь сдури (вы же помните про 20 секунд из заголовка?) пойдем беспечно гулять по "европейскому" городу, в котором от Европы осталась лишь колониальная застройка, а все остальное - арабский мир, который, становясь главным и многочисленным, неизменно вытесняет любые другие культуры.
После даже беглого знакомства с этой Касабланкой мы уже не были уверены, что этот город так уж близок с Европой, разве что с «арабским Марселем»? Поэтому когда уже по приезду домой прочитала в травелоге про Марокко: «Нельзя обманываться насчет Касабланки. Это огромный, быстро растущий город, в котором есть всё: последняя европейская мода, быстрые машины и шикарные рестораны. Но это — лишь на поверхности. Подлинная Касабланка — это место с устойчивыми традициями, в которых преобладают традиции древнего Марокко», - лишь согласно кивала головой.
Вот он, самый-самый центр, две главные площади, места воскресного отдыха обычных горожан. Ни одного не арабского/не берберского лица мы не встретили, наоборот, впервые за всю поездку отважившись на самостоятельную прогулку по городу, чувствовали себя белыми воронами и объектами повышенного внимания.
Опасный город
А один раз даже слишком повышенного, потому что от максимально близкого знакомства с «марокканским гостеприимством» нас спас мой бдительный муж)) Видя нашу беспечность и ни на грамм не доверяя марокканцам, он шел на несколько шагов позади нас, не отвлекаясь на архитектуру с культурой, а исключительно присматривая за нами. Сумки на плече, фотоаппараты на шеях... Как в воду глядел!
Мы же сами вроде бы ничего и не заметили и понять ничего не успели. Вдруг среди толпы вокруг нас только крепкие и очень черные парни, буквально кольцо. Вот близко, еще как-то близже, вроде бы уже дискомфорт, но еще не осознаваемый, а только ощущаемый. Еще нет мысли, что надо бы напрячься, и вдруг - светло, опять женщины в ярких абаях, как разноцветные бабаочки, легко, хорошо... Ладно, показалось, наверное.
Не показалось. Муж рассказал нам после: трех бестолковых русских зевак реально начали окружать молодые люди с явно распределенными ролями, причем один, как у нас в детстве говорили, "стоял на васаре")) Вот он-то и встретился с мужем взглядом, мгновенно срисовал ситуацию и дал отбой всей банде, которая тут же рассыпалась, будто ее и не было никогда.
Кто читает меня постоянно, уже знает, что большой любви к Марокко я не испытываю, несмотря на потрясающую инртересность самой страны. Теперь у вас есть еще один штрих в этой картине нелюбви.
Мудрый город
Не хочется заканчивать на криминальной ноте, хотя все и обошлось. Давайте про то, что меня удивило и "заставило задуматься", как пишут в школьных сочинениях.
Пожалуй, даже внушило уважение. Если коротко, то так: наша славянская (ведь не только русская, как не так давно выяснилось) забава – сносить к чертям памятники предыдущих эпох, открещиваться от всего «темного в своей истории» в иллюзии, что «уж теперь-то заживем без призраков угнетателей». А здесь... Здесь в самом центре стоит себе памятник «наиглавнейшему угнетателю» Генеральному резиденту Франции в колониальном Марокко маршалу Лиоте, и никто не рвется его сносить, несмотря на весь арабский темперамент. Хотя, может, им по-арабски просто "букра иншаАллаh"?..
#марокко #путешествия