Здравствуйте.
В приподнятом настроении начинаю писать статью. Буду говорить об одной из основных групп в моей жизни - норвежском трио A-Ha и их альбоме 1988 года Stay On These Roads, т.к. это рубрика "Мои главные альбомы". Каждая их пластинка прошла сквозь меня множество раз, всякий раз оставляя внутри свою частицу и даря новые порции радостных ощущений. Люблю их все, с каждой связаны какие-то события, но особо выделяю две - эту и Memorial Beach 1993-го, а ещё - сольный альбом Мортена Харкета Wild Seed 1995-го.
Ясное дело, что мои плюс-минус ровесники в нашем небольшом полуюжном городке в середине-конце 80-х, как и по всей стране, разделились на металлистов и модернтокингистов с отдельными отклонениями на депешей и полных апатоидов (от слова "апатия"). Ну эти последние - те, кого искренне жаль, ведь как без музыки? Ваш покорный слуга метался, как собака в погоне за мухой, между не сильно умными и не слишком красивыми, уже в то время обнаружив зачатки отъявленного меломана. В один день вытаскивал на подоконник колонку и врубал на всю W.A.S.P., тайком поглядывая из-за шторы на конвульсии задиравших головы прохожих. На следующий день заливал ту же улицу "Кислородом" Жана-Мишеля-Жарра, снова проводя анализ реакций подопытных горожан на новый набор звуков. А нет-нет заводил Nazareth, изучая воздействие "Собачьей шерсти" на человеческую расу. Стыдно немного за такое поведение, но у кого сейчас уже просить прощения? "Иных уж нет..." (А.С. Пушкин). В общем, не примыкал к чьим-либо движениям, а слушал то, что понравится. И как это ни прозвучит, может быть, странно, но откровенной ерунды в музыке было мало, даже и не помню такой, от которой тошнило. Всё было классно, как с советским кино - включай любой фильм и лови глубокий смысл и неповторимую игру актёров, режиссуру и качество операторской работы, отличный сценарий и великолепную музыку.
Да, правда, мы же о музыке. Что-то моя камера отъехала от снимаемого объекта, а ведь разговор идёт о замечательной пластинке. Как свалилась она на меня тогда, в конце 80-х, будто пьяный дядька с третьей полки в поезде, продавив пол и ошарашив всё купе, так и остаётся со мной, но с другими эмоциями, чем в приведённом для яркости примере. Где-то же нашли эти мелодии и сумели спеть-сыграть-аранжировать трое норвежцев такое! И самая из них в альбоме прекрасная, неземной красоты - заглавная и первая по счёту. До сих пор при её звуках не могу оставаться в равновесии и спокойствии, даже слушая в тысячный раз.
The Blood That Moves the Body звучит как марш на открытии смены в пионерском лагере - ритмично и тревожно, ибо никто ещё не знает, как пролетят (или наоборот, проползут) следующие три недели, не придётся ли вызывать десант, состоящий из мамы с папой, для срочной эвакуации.
Третьей на пластинке представлена позитивная Touchy!. А следом - с романтично-мечтательным куплетом и расставальчески-страдательным припевом This Alone Is Love. Особенно цепляют короткие гитарные выпады. Великолепно сделано!
Композиция под номером 5 начинается в лучших традициях синти-поп музыки тех лет. Снова гитара и успокоительный, даже спасительный на фоне общей холодности, двойной клавишный аккорд, периодически повторяющийся в припеве.
Альбом получил золотой статус в Великобритании, Германии, Нидерландах и Швейцарии, и платиновый - в Бразилии. Меня всегда удивляло, как может европейская музыка продаваться лучше в Латинской Америке или, скажем, в Австралии, но вот наглядный пример. Видимо, горячие бразильцы лучше поняли северную душу, чем более близкие по духу и наружной температуре европейцы.
The Living Daylights - одна из ярчайших композиций альбома, засветилась в бондиане, в фильме "Искры из глаз" 1987 года с Тимоти Далтоном в роли агента 007 Её Величества. О чём свидетельствует видеоклип. К слову, электронный ударник в конце третьей минуты уж больно сильно навевает ассоциацию с началом более поздней цоевской "Звезды по имени Солнце", послушайте, ошибаюсь?
А потом - короткая и дождливая, но прекрасная There's Never a Forever Thing.
И за ней - самая музыкально интересная в альбоме Out of the Blue Comes Green. Вот где поистине страсти и где невероятная инструментальная часть. Я, конечно, не забываю и про волшебный вокал Мортена, доходящий высотой до пика Коммунизма или даже превосходя его. Гнетущая мелодия переходит в липкий и сладкий мёд, а потом - снова минор. Невероятная. К счастью, длинная, погрустить успеем. Особенно люблю последнюю часть, с конца пятой минуты, где особенно прекрасен бас, игра со струнами на ритм-гитаре и фантастическое переплетение других звуков.
You Are the One - наверное, самая радостная, ибо как водится, о любви. "Я люблю тебя, ты иногда любишь меня, но с кем ты сейчас и зачем ты вообще? И не пришла, а я активно ждал, ах почему? Но я всё равно люблю". В общем, что-то такое банально-бытовое.
А завершает альбом двухминутная You'll End Up Crying, тоже в роскошной аранжировке - труба, средневековье и балы. Красиво.
Продолжаю любить эту пластинку. Желаю любви на долгие годы - к музыке, противоположному полу, собакам или кошкам (только не перекармливайте, вредно!), цветам и рассветам. До встречи.
О красивой музыке на этом канале:
Laid Back. Дания: не только Андерсен
Erasure. Мелодии, совпавшие с голосом