В СМИ снова начали появляться новости о казанском ЖД кольце. Мы решили рассказать, почему этот проект малоэффективен. А также более логичной альтернативе — Казанским диаметрам!
Проект ЖД кольца появился на волне успеха МЦК (Московское Центральное Кольцо) и был включен в Генплан до 2035 года. Основная идея — электрички, курсирующие в черте города с малыми интервалами в 10-30 минут. Получается своеобразное «наземное метро».
Однако, большое ощущение, что проектировщик, предлагая такую идею, не смотрел на карту, а лишь хотел сделать «как в Москве» и очень грустно, что данный проект пережил появление МЦД (Московские Центральные Диаметры)
Главная претензия — кольцо минует 3 пригородных района со значительным населением: Юдино — Зеленодольск, Дербышки — Высокая гора и район новостроек на юге города - Лаишевский узел. Сами же ЖД-линии в черте города проходят на большом расстоянии от основных ядер застройки. В основном это рекреационные, промышленные территории и окраины жилых массивов.
Более того, на большом участке Южного хода ЖД - от оп. Вахитово до оп. Компрессорный ЖД-линия однопутная и находится в выемке или на насыпи. Строительство второго пути будет стоить значительных средств, подвергнет антропогенному воздействую ООПТ Казанская Швейцария и создаст проблемы на важнейших артериях города: БКК, ул. Ершова, пр. Универсиады, ул. Павлюхина, ул. Технической.
Главный плюс внутригородской трассировки ЖД — пересечение с транспортными узлами: как существующими, так и перспективными. Но вот в городских окраинах ЖД-пути проходят как раз по линии Казанская агломерация — от Зеленодольска до Высокой горы. По случайному совпадению, здесь расположены перегруженные вылетные трассы. А линия в аэропорт проходит как раз сквозь ядро планируемой многоэтажной застройки.
Концепция казанских ЖД диаметров
Формат «подвоза пригородов» к ТПУ (транспортно пересадочных узлов) с помощью ЖД очень распространён в мире. Московские диаметры как раз следуют данному формату. Подобным образом можно поступить и в Казани.
Рассмотрим 3 диаметра: Юдино — Дербышки (через Северный и Южный ход) с возможностью продления до Зеленодольска и Высокой горы. И Юдино — Аэропорт.
D1 Юдино — Северный вокзал — Дербышки
Или Северный ход. С возможностью продления до Паратска и Высокой горы.
Фактически данный диаметр уже реализован — сейчас по этому маршруту ходят электрички от Зеленодольска до Арска. Но всего 10 рейсов в день! Для поддержания интервала в 10-30 минут можно запустить маршрут от Юдино до Дербышек (фактически районов города). А при большой популярности создать дополнительный диаметр от Зеленодольска (ст. Паратск) до Высокой горы с интервалом в 30-60 минут.
D2 Юдино — Центральный вокзал — Дербышки
Или Южный ход
Главная проблема данного диаметра — однопутная линия. Существует промежуточная двухпутная станция Ометьево, где электрички могли бы расходиться, но стабильность и интервалы при таком формате не гарантированы. Однако, на данной линии расположены и планируются множество ТПУ, поэтому списывать со счетов этот диаметр не хотелось бы. Возможно увеличение количества рейсов электричек, либо создание диаметров с большими интервалами.
D3 Аэропорт — Юдино/Зеленодольск
Сейчас в пешей доступности от ЖД строится множество ЖК, а число жителей одного только "Лаишевского узла" должно составить 30.000 чел. И, фактически, наличие станций у таких ЖК будет ничем не хуже метро. Станцию уже давно обещает застройщик ЖК Южный парк, и не зря - ведь электричка составляет конкуренцию автомобилю. Город мог бы активно развиваться в южном направлении, опираясь на данную линию диаметра. Возможностей для строительства второго пути или разъездов здесь значительно больше.
Но есть вещи важнее спора кольцо vs диаметр
Хотелось бы, чтобы власти пересмотрели свои планы на ЖД-кольцо и сконцентрировались в первую очередь на строительстве новых станций и ТПУ. Ну а главным аспектом удобства использования ЖД линий станет 100% безбарьерная среда и короткие пересадки на другие линии общественного транспорта.