Повышение пенсионного возраста в России не приведет к росту безработицы среди старших поколений. Почему — IQ.HSE объясняет в тезисах на основе нового исследования Ростислава Капелюшникова и Анны Лукьяновой. Ученые проанализировали занятость 50–72-летних россиян на данных Росстата за 2005–2017 годы.
В России стало больше работников старше 50 лет,
в последние десятилетия именно они в основном пополняли рынок труда
С 2005 к 2017 году занятых в возрасте 50–72 лет прибавилось на 4,5 млн, или 30% (с 15 млн до 19,5 млн).
За тот же период количество всех работающих в РФ увеличилось лишь на 3,9 миллиона. Занятость лиц младше 50 лет сократилась, особенно среди 15–29-летних.
4,5 млн — следствие двух причин: роста численности пожилого населения и интенсивности его трудоустройства. Первый фактор дал 2,9 млн дополнительных работников, второй (повышение уровня занятости на 3,9%) — свыше 1,5 миллионов.
Масштабные вливания «возрастной» рабочей силы
затронули почти все отрасли
Самый мощный прирост (87%, или 4,2 млн чел.) пришелся на сферу услуг. В первую очередь торговлю (+0,93 млн), образование (+0,77 млн) и здравоохранение (+0,65 млн).
В здравоохранении трудоустройству способствовало расширение спроса на медуслуги. В четырех отраслях (образование, торговля, госуправление, транспорт и связь) действовал фактор компенсации — работодатели охотнее сдерживают уход и берут пожилых сотрудников, столкнувшись с дефицитом молодежи.
Занятость перераспределяется из материального производства в сферу сервиса
Спрос на труд в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности в 2000-х упал по экономике в целом. Работники старше 50 лет в этом смысле не исключение.
В 2005 году в обрабатывающей промышленности был занят почти 21% из них, в 2017 — около 15%. Доля в аграрном секторе уменьшилась до 7,7%.
Присутствие на рынке услуг, наоборот, выросло: с менее 55% до 65%.
В более молодых группах тренд тот же, только с опережающей динамикой.
Работники 50–72 лет в отраслях экономики (%, 2017)
* прочие коммунальные, социальные и персональные услуги, деятельность домашних хозяйств и экстерриториальных организаций.
Доля старших поколений растет практически во всех профессиональных группах
С 2005 года численность полуквалифицированных рабочих и руководителей 50–72 лет увеличилась почти в 1,5 раза.
Специалистов среднего и высшего уровня квалификации — более чем на треть.
Служащих и неквалифицированных рабочих — на 20%.
Это существенно отличается от ситуации с работающими младших возрастов. Среди них занятость заметно прибавила лишь в двух профессиональных группах — руководителей и высококвалифицированных специалистов.
Среди пожилых доминирует нефизический труд,
они не вытесняются на менее квалифицированные позиции
Из 4,5 млн «приросших» с 2005 к 2017 году 3,4 млн пришлось на беловоротничковые профессии, в том числе 2,3 млн — руководителей и специалистов.
Нефизическим трудом занято 58% от всех работающих старше 50-ти, среди более молодых — 65–66%.
Доля профессий низкой квалификации в группе 50–72-летних — 14%, в группах 15–49 лет — 9–10%. Даже в когорте 60+ таких менее трети, тогда как еще 10 лет назад доходило до половины.
Достижение пенсионного возраста резко снижает уровень занятости, но на ее структуру влияет слабо
В 2017 году занятость женщин в этом случае упала на 18 процентных пунктов, мужчин — на 24 процентных пункта.
Первые задерживаются на рынке дольше благодаря разнице в пенсионных возрастах (на момент исследования женщины заслуживали отдых в 55 лет, мужчины в 60).
В целом, получив право на пенсию, россияне стали чаще прекращать работать (в 2017 по сравнению с 2005), однако это происходит из-за значительного прироста занятости в предпенсионных возрастах в последние годы. Наименее склонны отказываться от труда специалисты высокой квалификации, наиболее — полуквалифицированные рабочие.
Профессий или отраслей, в которых достижение пенсионной планки вело бы к резкой убыли или, наоборот, притоку кадров, нет.
Занятость россиян 50+ меняется в общем тренде и в интересах экономики
Изменения идут в направлении, характерном для всех возрастных групп:
- от низкоквалифицированного труда к высококвалифицированному;
- от физического к интеллектуальному;
- от материального производства к сфере услуг.
«Это позволяет предполагать, что начатое повышение пенсионного возраста не приведет к росту безработицы среди пожилых: скорее всего, она останется примерно на том же уровне, что сейчас», — говорится в исследовании.
Представители старших поколений окажутся способны трудиться в тех отраслях и профессиях, где раньше преобладали более молодые. Что крайне важно для экономики: в ближайшие десятилетия численность пожилого населения продолжит увеличиваться, а молодежи — сокращаться.
IQ
Авторы исследования:
Ростислав Капелюшников, заместитель директора Центра трудовых исследований (ЦеТИ) НИУ ВШЭ
Анна Лукьянова, старший научный сотрудник ЦеТИ НИУ ВШЭ
Автор текста: Светлана Салтанова