Специально для "Лилит" интервью брала Наталия Корнеева (Москва). Продолжение. Начало ТУТ и ТУТ.
-- Как вы, провинциал, привыкали к столице, ее нравам и правилам? Вам не было одиноко?
-- Одиноко не было, потому что я жил в студенческом общежитии и всегда любил, по выражению Пушкина, "веселую толпу", любил, что называется, тусоваться. Но в своей главной московской любви, главной по тем временам, я потерпел полное фиаско. Она была хоть и моложе, но уже известная на всю страну, ее фильм с огромным успехом шел во всех кинотеатрах. Ворожил я ворожил, и стихи писал, а толку не вышло. Таланта не хватило.
-- Сожалеете до сих пор?
-- Нет, конечно, это уже была бы интрига против моей жены Нины. Просто были молодые, любви было много и водки, конечно, не меньше...
-- Зато после фильма "Экипаж" вы сразу взяли реванш, вас беззаветно полюбили все женщины Советского Союза, вы стали секс-символом тех лет.
-- В таком случае жалко тех женщин и ту страну, где такой, как я, секс-символ. (Смеется.) Я раздеваться-то боялся -- чувствовал себя неадекватным ситуации и своей партнерше. Комплексы съедали еще. Если быСаша Абдулов был тогда постарше, он мог бы сыграть. Кстати, первоначальноэту роль должен был играть Олег Даль, но они потом в чем-то не сошлись с режиссером и тот пригласил меня.
-- У актрисы Александры Яковлевой это была первая роль в кино, тем не менее, она замечательно сыграла с вами все эротические сцены.
-- Так и я был дебютант. До "Экипажа" у меня была только одна плохая картина... Я все время боялся обнаружить в камеру что-нибудь не то, а режиссер Саша Митта колдовал надо мной: "Так, легли! Ну что ты одеялонатянул? Тебе грудь что ли, как девушке, показывать нельзя?" А я лежу обалдевший, закрывшись до подбородка. Потом пришла в кадр обнаженная Саша Яковлева -- я думаю про себя: "Человек в кино снимается первый раз и без трусов, а я лежу в трусах под одеялом и еще чего-то боюсь". А Саша Митта колдовал абстрактными фразами: "Ребята, ночь нежна, ночь нежна! Мотор!" А дальше уже играла Саша Яковлева, от меня, слава Богу, больше ничего не требовалось.
-- Говорят, вашими наставниками в литературе были Белла Ахмадулина и Андрей Вознесенский?
-- Я познакомился с ними в Театре на Таганке, но поэзию их знал еще со школьных лет. Это были в то время самые звонкие имена. Все, что печаталось в журнале "Юность" -- вот Библия-то была! -- я читал. Юрий Любимов придумал расширенный худсовет -- своеобразное лобби против начальства -- куда вошли многие известные люди: Альфред Шнитке, Петр Капица, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина и другие. Нельзя сказать, что я подружился с Андреем и Беллой -- они были старше меня и принадлежали к другому клану -- но я настойчиво старался быть возле них, пока не был замечен.
-- Вы показали им свои стихи?
-- Нет, конечно, но у меня были пародии, с которыми я выступал, и шик был в том, что я их не просто читал, а еще и показывал.
В разговор вступает жена Нина Шацкая:
-- Ты не сказал о Володе Высоцком, благодаря которому ты и вышел на сцену со своими пародиями.
-- Ну да. У Володи было то редкое качество, которое почти не встречалось у моих сотоварищей -- те только и искали г-но какое-нибудь -- он же был спокоен за себя, за свою славу, за имя свое, и это спокойствие давало ему возможность быть великодушным по отношению к другим. На юбилее Ленинградского Дома актера был вечер Театра на Таганке. Высоцкий мне говорит: "Выйди, прочитай пародии". В кулуарах я читал их без конца, но выйти на сцену? Это была бы слишком большая претензия с моей стороны. Но Володя взял и объявил меня, и я на совершенно деревянных ногах вышел к микрофону. В общем, это был мой первый авторский успех, после которого я так обнаглел, что стал даже этим зарабатывать.
Окончание скоро, подпишись на наш канал!
(с) "Лилит"
На фото вверху: Леонид Филатов и Алла Демидова в спектакле «Обмен» (1976). Источник: uznayvse.ru