Процессы, которые прямо сейчас происходят в Киеве, не могут не тревожить. Особенно в центре Донецка, под глухой рокот разрывов на западной окраине. Тут даже не по звуку, а по вибрации воздуха, которая ощущается даже в десятке с лишним километров, понятно, что «работают» запрещенные калибры больше 100 миллиметров. А если в Донбассе говорят пушки — значит в Киеве это кому-то очень нужно. Военное обострение на востоке надежно отвлекает от проблем в столице. Президент Украины по неосторожности заварил настолько серьезную «кашу», что теперь уже «каша» варит президента.
Накануне 1 декабря президент Украины Зеленский затеял опасную игру — объявил о готовящемся госперевороте (пророссийском, естественно) в Киеве, планируемом на первые дни этого месяца. Причем сделал это, как говорится, «с особым цинизмом» — сразу после реплики о том, что некоторые несознательные граждане и иностранные партнеры нагнетают неоправданную истерию по поводу возможного российского вторжения и этим отпугивают от страны последних инвесторов. Надо полагать — инвесторы очень сильно успокоились. Обстоятельства, в которых это громкое заявление прозвучало, простыми не назвать — Зеленского обложили со всех сторон. Скандал с офшорами президента и его друзей, провал операции с «вагнеровцами», который пытаются повесить лично на него, отчаянное сопротивление Конституционного суда, не желающего становиться ручным, резко ускорившийся распад собственной фракции в парламенте, открытые ультиматумы и угрозы нового Майдана от политических оппонентов, рейтинги неуклонно ползущие вниз. Осталось все это щедро приправить давлением «коллективного Запада» по поводу «правильных» реформ, которые должны передать управление госпредприятиями, некоторыми спецслужбами и судебной системой под контроль иностранных «наблюдателей», и вот перед нами явно непростая картина мира украинского президента в середине своего президентского срока. Добавим сюда необходимость срочно, в первых числах декабря, на крупных международных саммитах (НАТО, ОБСЕ и «За демократию») в очередной раз давать какие-то ответы по неудобной теме о прогрессе в реформаторской деятельности и получим ощущение «надо что-то делать». Хотя бы тянуть время и отвлекать внимание — «вы посмотрите в каких условиях приходится работать»...
Конечно, тема переворота ни разу не нова — российское вторжение и реванш пророссийских сил давно уже любимые инструменты украинской внутриполитической борьбы. Буквально пару недель назад подозрение в организации госпереворота по заданию Москвы «выкатили» даже организатору митингов против принудительной вакцинации Остапу Стахиву — стопроцентному националисту, который неоднократно кошмарил митингами российское консульство в родном Львове. Другое дело, что Зеленский решился публично обвинить в подготовке переворота Рината Ахметова — «олигарха №1» и самого богатого человека в Украине. Откровенно, произошедшее сложно назвать полноценным обвинением — и эмоционально, и по содержанию это выглядело как дешевая попытка шантажа и намерение припугнуть матерого бизнесмена, который за 30 лет пережил на своем месте всех без исключения президентов своей страны. Зеленский неоднократно путался, то ли Ахметова втягивают в госизмену люди из его окружения, то ли уже втянули. Но это все частности. Главное прозвучало, когда Зеленский предложил Ахметову приехать послушать некие «аудиодоказательства». На выбор — лично к нему в кабинет или в компетентные органы. Другими словами — договориться лично с ним или «по всей строгости закона». Понятно, что обвинения такой степени тяжести, в нормальной практике, делаются только по юридической процедуре и в момент вручения подозрения, а публичные откровения Зеленского перед журналистами — это и вовсе статья за разглашение тайны следствия. Но в тот момент это выглядело даже как изящная, хитрая многоходовочка. Ахметова (об этом уже много говорили) опять попытались припугнуть и склонить к передаче информповестки на его медиаресурсах под контроль Офиса президента, хотя бы временно. А анонс госпереворота на те же даты, на которые уже назначили антипрезидентсткие и антиправительственные протесты и индивидуальные предприниматели, и националисты, и политические оппоненты (в частности, Порошенко) дал бы возможность «винтить агентов Кремля» без особого стеснения.
Но случилось большое «но». Ахметов по правилам Зеленского играть не стал. Он четко и недвусмысленно назвал заявления Зеленского ложью и пообещал бороться с авторитаризмом и цензурой (сами-знаете-кого). Вообще, похоже, что выпад в свой адрес он воспринял как личное оскорбление и можно даже считать это объявлением войны.
Зеленский же оказался в неприятной ситуации, когда за слова надо отвечать. А после такого «феерического» пресс-марафона на него собираются подавать в суд за клевету многие — и главред украинского издания «Цензор» Юрий Бутусов, и бывший начальник Главного управления разведки Василий Бурба. Даже Bellingcat публичным отрицанием Зеленским своих доказательств плотно заинтересовался. У юристов Ахметова будет неплохая компания. При этом еще не известно как эту историю воспримут (хотя, публично, естественно ничего не скажут) на Западе — декабрь идет, а переворота все нет. Доказательства, кстати, Зеленский обещал показать через несколько дней — прошло уже больше недели. За это время президент Украины успел оперативно провернуть любопытную рокировку — уволил Александра Руснака с должности начальника Департамента контрразведки СБУ и назначил на его место Александра Поклада. Этого человека в украинских СМИ связывают с целым рядом неоднозначных спецопераций. В том числе считают, что он мог быть каким-то образом причастен к ликвидации главы ДНР Александра Захарченко и убийству журналиста Павла Шеремета. Поклада одни называют специалистом по «разоблачению» госпереворотов (речь о «спиртовом заговоре» Михаила Лабутина), другие — по делам, связанным с фабрикацией и провокацией преступлений против оппонентов власти.
Пока у разведки не клеится с доказательствами, но есть же и другие специальные службы. Сегодня генеральный прокурор Венедиктова опубликовала пост о том что она «не считает, что «во время общественного и политического шторма должна отсиживаться сбоку». Но, в силу должности, она говорить, что думает не имеет права, а имеет право только активизировать криминальные расследования и без всякой политической подоплеки и команд сверху, внезапно обнаружила в своем ведомстве несколько сотен, а может и больше, уголовных дел против некоего бизнесмена (в описании которого легко можно узнать Ахметова), а также людей и предприятий, которые находятся «в его орбите». И теперь она, повинуясь зову сердца, даст ход им всем сразу, а наиболее резонансные возглавит лично.
Ставки в игре взлетели настолько, что папку с компроматом открыли, даже не стесняясь того, что это сейчас выглядит, как политическое преследование чистой воды. В итоге, «условно-лояльный» Ахметов со всеми своим медиаресурсами в один момент превратился для Зеленского во врага и это опять перекраивает украинское медиаполе, из которого Зеленскому удалось хотя бы на некоторое время (незаконными способами, которые пытаются обжаловать в судах) убрать крупнейшие оппозиционные медиаресурсы. Памятуя о том, как Ахметову до сегодняшнего дня удавалось находить общий язык с двумя последними президентами, несмотря на некоторые публичные конфронтации это противостояние может и не продлиться долго, но далеко не факт, что первым придет мириться именно Ахметов. Свежий опрос Киевского международного института социологии (КМИС), проведенный почти сразу после «марафона Зеленского», показывает, что президентская партия «Слуга народа» больше не на первом месте рейтинга — ее сместила оттуда «Евросолидарность» Порошенко с долей 17,1% («Слуга народа» — 15%, «Батькивщина» — 13,3%).
1 декабря пророссийского госпереворота в Киеве конечно-же не случилось. И людей на оппозиционный митинг «партии войны» вышло не так, чтобы уж много, не больше полутора тысяч — похоже, мало кто хочет возвращения в политику Турчинова и Порошенко сотоварищи. Но на наших глазах постепенно переформатируется состав «антизеленских» сил, в которые сегодня вошли как союзники, так и вчерашние непримиримые противники — «Европейская солидарность», «Нацкорпус», «Голос», националисты всех течений от умеренных до радикальных. Они уже объявили о создании «Комитета оппозиции» и выдвинули конкретные требования: перевыборы Рады, отставка Ермака (руководитель Офиса президента) и Зеленского. И все это медийно подсвечивали медиаресурсы Ахметова, который перешел в оппозицию президенту. Возможно даже это была только демонстрация силы, игра мускулами, чтобы «остудить» пыл президента и усилить переговорные позиции для примирения. Но 200 с лишним уголовных дел, годами припасаемые на всякий случай и извлеченные Генпрокуратурой на свет буквально через день явной конфронтации, такую вероятность резко снижают — дело приобретает очертания «войны за выживание». Причем, не только для Ахметова.