Уже многие, наверное, слышали термин “русская школа”. Иногда добавляют русская субботняя школа, тогда становится понятнее, что это такое, но все же. Что за зверь такой – русская школа за рубежом?
В Берлине говорят, пусть будут тысячи турков, и у них будет спокойная жизнь, но если соберется пять русских, то они откроют школу. Школу русского языка.
Чаще всего во главе русской школы стоит харизматичный “неучитель”. Это может быть кто угодно, хоть программист (да, и такое видела!), хоть инженер, но чаще всего человек, имеющий какое-нибудь бизнес-образование. Потому что русская школа – это золотая жила Дикого запада. Не удивляйтесь, Дикий Запад здесь не фигура речи, а практически буквальное определение.
Главный принцип работы русской школы за рубежом сформулировал владелец продуктового русского магазина. Вы сейчас удивились? Причем здесь продукты? Когда новосибирский только что приехавший паренек, который пришел купить привычную ему гречу, спросил: “За что такая цена?!” – ему вежливо ответили: “За ностальгию. Вы думаете, пришли сюда продукты покупать? Ан, нет…”
Русские школы зиждутся на том же, и чем больше “ностальгических”, узнаваемых из детства, юношества и зрелости моментов, тем более школа успешна. Не верите? Думаете, русская школа занимается преподаванием русского языка? Официально да. Но кроме русского языка и литературы, она предлагает математику. Гаусс вот предполагал, что язык математики универсальный – вот бы русская школа за рубежом с ним поспорила! Еще в русской школе можно взять уроки рисования, музыки, хора, театра, гимнастики, географии, истории (чаще всего древней, если вы вдруг подумали, что это чисто русская история), да чего угодно, лишь бы клиент был! Наверное, есть такая вещь в мире как русские уроки рисования, музыки и других перечисленных предметов, но я сомневаюсь. Вы скажете – нонсенс! Конечно, существует русский театр и русская живопись, и русская музыка, все так, но какое отношение они имеют к русской школе за рубежом? Правильно! Прилагательное “русские”.
Однажды я стала свидетелем, как директора русских школ в округе с пеной у рта доказывали, что их школа русского языка самая русская, что это заповедник русской культуры в отдельно взятой русской школе. В этом суть, все остальное приложится.
Американская русская школа должна выживать, и это диктует ее второе качество, в отличие от китайской, получающей субсидии от государства, которое давно знает о мягкой силе в современном мире. Выживая, русская школа использует все ресурсы культуры от советско-партийных, когда зарплата учителей вкладывается в разные проекты, а потому задерживается… Классно! Узнали реалии 90-х? До преступно-аферных, например, пригласить учителя в начале года на определенную зарплату, но затем несколько раз ее снизить, опираясь на разные причины, так что в конце года учитель вообще не понимает, зачем он тратит свою субботу за такие деньги.
Для родителей устраивают “пиршества духа” – потрясающие своим размахом и затратами показные выступления. Вот дети со сцены читают монтаж об осени. Если вы не знаете, что такое монтаж, объясняю: ребенок выучил одну строчку и ждет своей очереди ее произнести. Вот уникальный спектакль “Репка”, который не ставил никто и никогда! И мало кто понимает, что этот спектакль готовился полгода, а потому еще 15 дополнительных репетиций. Но красиво же? Красиво! И как в моем советском детском саду!.. – скрепы. Показательно, что все эти мероприятия строятся на произведениях Чуковского и Маршака, современной литературы вы там не увидите, не услышите.
В работе с учителями также используется метод советских партократов: давайте поработаем за идею – похвалим вас на педсовете. А! Нет педсоветов – хвалят лично и очень сердечно. Нет методистов, летучек, нет много чего свойственного школе, например, долгосрочных образовательных планов. Почему? Это странно! – скажете вы.
Потому что русская школа за рубежом – это чаще всего “срубить бабла”, учитель там статист или бэбиситтер. Учителю предлагается, методом перебора, ряд учебников, которые и есть главные преподаватели, ведь человек уйдет, а учебник нет. К этому учебнику можно поставить кого-то другого, как к станку. Учебник можно показывать родителям, и говорить, что в этом учебнике лучшая метода в мире, все с вашим ребенком будет хорошо.
Ну, как же, спросите вы, все это держится?! Возвращаемся, сделав круг: на харизматичном директоре. Директор иной раз и сам раздрай среди учителей в школе устраивает, почему? Потому что третья черта русской школы – они почкуются. Скорее всего, директор не поднимал новую школу с чистого листа, а вывел ее из предыдущей, где работал… учителем! Как же так? – скажете вы. – Как учителем? Ведь вы же писали вначале, что это чаще всего экономист, бизнесмен. А! – отвечу я. – Значит, вы еще не знаете, что учителем в русской школе может быть каждый! Кто ответственен, приезжает на работу вовремя и не болеет.
- Где же в этом списке педагогическое образование? Специализация?
- Эх, друзья мои, ну, зачем такие изыски?! Человек говорит по-русски, берем! Говорит с акцентом? Но ведь он надежный работник! Так что берем, берем. Ваши дети будут в порядке, все будет хорошо! Мамаша, не волнуйтесь, идите по своим делам, часов на пять или шесть, мы за ним… присмотрим!
Конечно, здесь много сгущенных красок, и я искренне надеюсь, что русская школа, в которую ходят ваши дети, другая. Там преподают энтузиасты с дипломами педагогов, это очень важно, потому что дети-билингвы fragile, ой, простите, легкобьющиеся вазы, с ними нужно носиться, как с писаной торбой. Бог в помощь!