Пророк Мухаммед был человеком, который создал, расширил и управлял мусульманской общиной, фактически подготовив ее к преобразованию во всемирное государство. Поэтому его лидерство было уникальным – он сочетал в себе политические, административные, военные и религиозные функции.
Глава всех правоверных прекрасно осознавал, что скоро его не станет. Незадолго до этого он произнес свою последнюю проповедь, в которой сказал, что расстанется с уммой еще до окончания года. Он подвел итог своему служению и дал людям самые главные заповеди. Но преемника так и не назначил.
Когда его не стало, мусульмане собрали большой совет (шуру), в котором участвовали знатоки ислама, авторитетные люди и правоведы. Там был избран новый предводитель ислама, и он получил титул халиф, что означает «заместитель». Власть первых четырех халифов, в основном, не оспаривалась, но в дальнейшем начались разногласия. Из-за этого появились такие исламские течения, как шииты и хариджиты, но даже сунниты не признают тех или иных халифов. Или, наоборот, признают.
В общем и целом, каждый халиф должен соответствовать следующим критериям:
- контролировать три священных города ислама: Мекку, Медину и Иерусалим;
- иметь политическую власть над существенной частью мусульман;
- защищать всех мусульман в мире – без каких-либо условий;
- править исключительно согласно законам ислама;
- быть избранным на шуре – это вроде парламента, но исключительно с полномочиями по избранию халифа. Чтобы быть ее участником, нужно хорошо знать исламское право, хадисы и Коран;
- принадлежать к племени курайшитов, представителем которого был сам пророк.
По этой причине стать законным и общепризнанным халифом очень сложно. В исламском мире было множество людей, которые носили этот титул, за всю его полутора тысячелетнюю историю. Практически каждого из них не признавали в той или иной части мусульманского мира. Даже очень авторитетных ребят, вроде султанов Османской империи. Последний наиболее широко признанный халиф был по совместительству главой этого государства. Он утратил свой титул, когда в Турции была отменена монархия.
С момента демонтажа этой мусульманской державы отпали условия, чтобы какой-либо человек носил почетный титул халифа. Даже если кто-то его самозванно присвоит (а таких немало в данный конкретный момент), большинство мусульман справедливо ответят, что этого человека знать не знают.
Конечно, саудовские короли к этому званию наиболее близки. Но есть ряд причин, почему они не соберут шуру никогда. У них нет реальной власти; король может править по мирским законам, халиф – только по шариату, и за его несоблюдение может сам быть наказан; в шуре обязательно найдется какой-то упертый старик, который скажет, что саудовские короли ведут неподобающе роскошный образ жизни; саудовская монархия стала реальностью, когда одно из аравийских племен восстало против власти турецкого султана – законного халифа. Роду Саудов это обязательно припомнят и скажут, что они всего лишь выскочки. Поэтому никто и не собирается лишний раз высовываться. Тем более, что пророк Мухаммед как-то раз сам предсказал, что халифат некогда исчезнет или будет отменен.
Справедливости ради, большую часть исламской истории халифы не имели политической власти, пользуясь лишь духовным авторитетом. От мирских правителей их отличало лишь происхождение от тех, кто некогда правил Арабским халифатом. Их современниками были некоторые могущественные султаны, например, тот же самый амир Тимур. Он никогда не стал халифом и не пытался претендовать на эту должность. Но делал вид, что выступает в защиту всех мусульман. Он объявил войну Делийскому султанату, когда его владыки перестали поминать на пятничной молитве имя халифа и уплачивать ему немалую дань.
#саудовская аравия #ислам