Найти в Дзене
БелГУ Пегасий

Жизнь, смерть и возрождение святителя Иоасафа

Декан историко-филологического факультета педагогического института НИУ «БелГУ» Андрей Папков рассказал о происхождении рода святителя, судьбе святого, чудесах, связанных с его именем, и о том, как археологи вуза в 2009 году обнаружили его усыпальницу, ставшую одной из главных достопримечательностей Белгородчины

декан историко-филологического факультета педагогического института НИУ «БелГУ», кандидат исторических наук Андрей Папков
декан историко-филологического факультета педагогического института НИУ «БелГУ», кандидат исторических наук Андрей Папков

Будущий святой был потомком богатейшего опального казака

По происхождению Иоасаф принадлежал к родовитой украинской казачьей семье Горленко. Родоначальник фамилии – Лазарь Горленко (прадед святителя Иоасафа, который 1667-м служил в звании полковника) впервые упоминается в 1649 году как рядовой казак прилуцкой сотни (г. Прилуки, Черниговская губерния). В 1665 году Лазарю пожаловали дворянский титул и село Ольшанку Прилуцкого уезда. По словам кандидата исторических наук Андрея Папкова, в 1677 году за участие в заговоре военного и политического деятеля Рославца Лазаря Горленко лишили имений и посадили в тюрьму, но спустя три года он вновь стал служилым человеком при звании. Второго августа 1687 года, во время Крымского похода князя Голицына, Лазаря Горленко убили взбунтовавшиеся казаки. Похоронили его на реке Суре, там, где он прожил последние минуты... Через десять лет его сын Дмитрий (единственный, получивший известность) перенёс останки отца в Густынский монастырь, основав родовую усыпальницу.

-2

Дмитрий Лазаревич Горленко с 1693 года занимал отцовскую должность полковника в Прилуках. Благодаря близости к гетману Мазепе, семья Горленко стала богатейшей не только на территории Прилуцкого полка, но и во всей Украине.

Благополучие рода пошатнулось в начале XVIII века, когда Дмитрий Лазаревич Горленко вместе со своим сыном Андреем поддержал гетмана Мазепу, предавшего Петра I, – подчеркнул Андрей Игоревич.

После разгрома шведов под Полтавой Дмитрий Горленко бежал вместе с Мазепой, а его сын Андрей Дмитриевич явился с повинной к Петру I, помиловавшему его, но с условием переселения с Украины в Москву. А в 1715 году милость царская пришла и к отцу. Положение Горленко изменилось в лучшую сторону в 1727 году, когда гетманом Малороссии стал Даниил Павлович Апостол. Андрей Горленко, женатый на дочери Апостола Марии, занял пост бунчукового товарища в гетманской канцелярии тестя.

Необходимо обратить внимание на важный факт: сыновья Дмитрия Горленко получили образование в школе Киевского Братского монастыря. Младший брат Андрея остался в Киеве, поступив в монашество. Впоследствии по его пути пойдёт племянник Иоаким, – отметил Андрей Папков.

Путь ко Христу вопреки желанию семьи

Как описывает в своём научном исследовании Андрей Папков, детей у Андрея Дмитриевича и Марии Даниловны было восемь: пять сыновей и три дочери. Первенец родился в небольшом украинском городе Прилуках 8 сентября 1705 года и получил имя Иоаким. По исполнении восьми лет, мальчика направили для обучения в одно из самых популярных учебных заведений южной части России – Академию Киевского Братского монастыря. В те времена это учебное заведение являлось «кузницей кадров» высшего церковного руководства Российской империи, поскольку Московская славяно-греко-латинская академия вплоть до конца XIX века влачила жалкое существование, и уровень подготовки её воспитанников не мог сравниться с уровнем выпускников Киевской академии. Преподавали в академии монахи, учащиеся носили послушническую одежду, львиную долю в учебном курсе занимали церковные дисциплины.

Восьмилетнее пребывание в академии склонило юношу к идее принятия монашества. Однако два года он не решался открыть своё желание родителям, – заметил Андрей Игоревич.

В 1723 году Иоаким попросил у отца и матери благословения на пострижение, но получил категорический отказ. Тогда он поехал в Киев, якобы, для окончания обучения. Он отправился в находящийся в окрестностях города Межигорский монастырь, оставив в Киеве слугу для доставки ему писем из дома и отправки ответов родителям. Пройдя положенные испытания, 27 октября 1725 года Иоаким Горленко принял первую степень монашества. Родители, узнав об этом, негодовали, но были вынуждены примириться с выбором сына.

Происхождение имени Иоасаф

Спустя два года молодого монаха перевели в Братскую академию учителем. Здесь он принял вторую степень монашества, получив при этом имя Иоасафа – индийского царевича, сына индийского раджи Авенира – яростного притеснителя христиан. По легенде, он узнал от предсказателя, что его сын в будущем присоединится к сторонникам христианства. Поэтому он повелел возвести прекрасный дворец, стены которого должны были оградить его наследника от печалей земной жизни. Андрей Папков отмечает, что царевич предпочёл золотой клетке христианскую веру.

Поэзия будущего святого

Кроме учительства Иоасаф Горленко, произведённый сначала в иеродиаконы, а затем рукоположенный в священники, служил в Киевской духовной консистории, где принимал экзамены у молодых священников перед поставлением их в сан. По словам Андрея Папкова, значительные успехи на выбранном поприще свидетельствовали об одарённости молодого экзаменатора. Об этом говорит сочинённая им поэма «Брань честных седьми добродетелей с седьми грехами смертными...», чтением которой в 1737 году автор приветствовал от лица Киево-Братской академии нового киевского архиепископа Рафаила. Написанная образным языком, в котором чувствуется колорит народной украинской речи, поэма свидетельствует не только о глубокой искренней вере Иоасафа, но и о литературном таланте.

В столицу к самой императрице

Способности талантливого, но лишённого тщеславия монаха не остались незамеченными, и в 1737 году (в 32 года) Иоасаф, несмотря на свое нежелание, был назначен игуменом Свято-Преображенского монастыря, находившегося под Лубнами. Для сбора средств на благоустройство монастыря, не имевшего даже ограды и сильно пострадавшего от пожара, новый настоятель отправился в Москву и Санкт-Петербург. В Москве 28 ноября 1742 года игумен Иоасаф произнес проповедь о любви к Богу и ближнему, на которой присутствовала императрица Елизавета Петровна. В Санкт-Петербурге Иоасафу удалось представить свою сборную книгу самой государыне, и она распорядилась выдать на восстановление монастырского храма две тысячи рублей. Поездка сделала Иоасафа известным при дворе, и по личному указанию Елизаветы в сентябре 1744 года его возвели в сан архимандрита, а через полтора месяца пригласили в Москву для назначения на новое место служения – в Троице-Сергиеву Лавру. Настоятель этого монастыря, являвшегося одним из крупнейших в России, почти беспрерывно находился в столице, и все заботы по управлению монастырским хозяйством легли на наместника Лавры, которым стал Иоасаф.

Пламя веры против огня пожирающего

Удивительное совпадение, говорит Андрей Игоревич, но и этот монастырь, подобно прежнему, за год до прибытия Иоасафа опустошил пожар. И вновь кипучая деятельность архимандрита Иоасафа позволила в короткий срок восстановить и перестроить монастырские здания. В это же время восстановили Троицкое подворье в Москве, устроили помещение и привели в порядок монастырскую библиотеку, а затем отлили лаврский царь-колокол.

С 1 января 1748 года освободилась Белгородская кафедра. В числе кандидатов на вакантную должность значилось и имя наместника Троице-Сергиевой Лавры. Императрица вспомнила архимандрита Иоасафа, и по её настоянию Святейший Синод избрал последнего епископом Белгородским и Обоянским. Рукоположение состоялось 2 июня 1748 года в Петербурге в Петропавловском соборе в присутствии Елизаветы Петровны, и 6 августа 1748 года новый владыка прибыл в Белгород.

О том, как святитель служил в Белгороде, читайте в продолжении материала

При подготовке использованы материалы, предоставленные деканом историко-филологического факультета педагогического института НИУ «БелГУ», кандидатом исторических наук Андреем Игоревичем Папковым. Над текстом работал Евгений Толмачёв.