Найти тему
ИстПросвет

Самая знаменитая битва, в которой участвовал крейсер "Аврора"

Оглавление

Крейсер 1-го ранга Балтийского флота "Аврора" вошёл в историю, когда вечером 25 октября 1917 года с его борта раздался выстрел, сигнализировавший о начале штурма Зимнего дворца. Однако негоже боевому кораблю славиться холостыми выстрелами. Вот и в истории "Авроры" тоже была страница, на которой зафиксирована её подлинная боевая слава. О ней сегодня и расскажем, итак.

Коллаж с "Авророй" (присутствуют Николай II и микадо Японии)
Коллаж с "Авророй" (присутствуют Николай II и микадо Японии)

Восемь лет ожидания

В последней четверти 19 века Российская империя усиленно вооружалась. В рамках военно-морской программы ещё в 1880-е годы было задумано добавить к плану три крейсера типа "Диана". Их прототипом должен был стать новейший британский бронепалубный крейсер "Талбот". "Аврора" стала третьим по счёту крейсером этой мини-серии. Работы по его строительству начались в Новом Адмиралтействе осенью 1896 года под руководством корабельного инженера Э.Р. де Грофе.

Название строящемуся кораблю дал лично Николай II. Строительство длилось почти пять лет и завершилось спуском "Авроры" на воду 11 мая 1900 года в присутствии государя императора и августейшей семьи. Затем несколько лет на корабль устанавливали силовые агрегаты и другое оборудование. В итоге, крейсер вошёл в строй летом 1903 года. Общая стоимость постройки составила около 6,4 млн рублей.

Корабль имел водоизмещение в 6731 т, длину 126,8 м, максимальную ширину 16,8 м, осадку 6,4 м, крейсерскую скорость 19,2 узлов, дальность плавания 4000 миль и экипаж 570 человек.
"Аврора" в составе Второй Тихоокеанской эскадры
"Аврора" в составе Второй Тихоокеанской эскадры

Участие в войне с Японией

25 сентября 1903 года, покинув Большой Кронштадтский рейд, "Аврора" направилась в Портленд для скорейшего следования в Порт-Артур. В Джибути 31 января было получено известие о начале войны с Японией, а 2 февраля последовало Высочайшее повеление о возвращении в Россию.

По прибытии на Балтийское море "Аврора" была включена в состав формировавшейся Второй Тихоокеанской эскадры. Крейсер был перекрашен в боевые цвета Второй Тихоокеанской эскадры - чёрные борта и светло-жёлтые трубы. Командиром крейсера стал капитан 1-го ранга Е.Р. Егорьев. 2 октября Вторая Тихоокеанская эскадра четырьмя отдельными эшелонами вышла из Либавы для следования на Дальний Восток.

Корейский пролив
Корейский пролив

Во время стоянки на Мадагаскаре до эскадры дошли известия о падении Порт-Артура и гибели Первой Тихоокеанской эскадры. 26 марта эскадра З.П. Рождественского преодолела Малаккский пролив. На кораблях началась подготовка к бою. В ночь на 14 мая эскадра вошла в Корейский пролив. После 9 часов утра были обнаружены появляться шедшие параллельным курсом японские корабли.

Цусима

Во время начавшегося боя "Аврора" получила множественные повреждения. Осколки снарядов пробили обшивку, что привело к частичному затоплению и крену корабля. Мощный японский снаряд сделал в носовой части пробоины, через которые вода затопила торпедное отделение. Ещё один снаряд пролетел сквозь крейсер, пробил правый бок и сделал ещё одну большую пробоину. Шесть раз на "Авроре" осколками сбивало флаг, но каждый раз его возвращали на место.

Артиллерийский бой закончился, когда наступила темнота. На "Авроре" было убито десять человек и ещё 84 получили ранения.

После боя

После захода солнца эскадра Рождественского пришла в расстройство. Начались минные атаки японцев. Крейсерскому отряду, в который входила "Аврора", пришлось действовать самостоятельно. Адмирал Энквист начал выводить отряд из Корейского пролива курсом на юго-запад, надеясь по пути соединиться с основными силами.

По подсчётам, в под Цусимой "Аврора" выпустила по противнику 1905 снарядов разных калибров. Энквист принял решение зайти в Шанхай для дозагрузки угля, но потом двинулся в Манилу.

На пути домой
На пути домой

Стоянка в Маниле

21 мая команда "Авроры" похоронила своего капитана Е.Р. Егорьева. Под салют из семи пушек гроб с телом был опущен в море. Вскоре на горизонте появились незнакомые корабли. Орудия были немедленно заряжены, но с марса доложили, что приближаются американские броненосцы и крейсера. Тревогу отменили. Через несколько часов русские корабли в сопровождении американцев бросили якоря в Манильском порту.

В середине октября после продолжительного ремонта "Аврора" в составе других кораблей, вновь выкрашенная в белый цвет, обменявшись салютом и троекратным "ура" с американскими моряками, покинула Манилу и отправилась в обратный путь.

Постскриптум

С 1905 по 1908 год "Аврору" чинили и восстанавливали её боеспособность. С 1909 по 1914 год она ходила по северным морям в учебные походы. С 1914 по 1917 год принимала участие в морских боях Первой мировой войны. В дни февральской революции её капитан М.И. Никольский был убит толпой демонстрантов. С сентября судовой комитет "Авроры" перешёл под контроль большевиков, и в октябре она совершила свой легендарный выстрел, хотя её главные выстрелы были сделаны задолго до этого в Корейском проливе.

На этом всё. Пока. Ставьте лайки, пишите комментарии, берегите себя. Встретимся в другой раз