Превращение депрессивных районов в социально-привлекательные идет в городах по всему миру. Особенно если речь о Европе и США. Где-то этот процесс естественный, где-то принудительный со стороны властей, а где-то, как и в России, его двигают застройщики. Мы попросили архитекторов и девелоперов рассказать, как проходит джентрификация в обеих столицах России, и какие у нее перспективы.
Что же такое джентрификация. Александр Миронов, главный архитектор, архитектурной мастерской «Миронов и партнеры» объясняет его так: «Исторически термин „джентрификация“ образовался от английского gentry — дворянство, и буквально переводится как „одворянивание“. В 1964 году британский социолог Рут Гласс ввела его в своей работе „Лондон: аспекты изменений“. Джентрификация (от англ. „gentrification“) — это комплексное изменение городской среды, происходящее в результате переселения состоятельных граждан в те районы города, которые ранее были либо заселены представителями низших классов, либо находились в состоянии упадка и представляли заброшенную промзону. Чаще всего данный процесс сопровождается реконструкцией и обновлением старых построек». Так как же он проходит. Слово экспертам.
Александр Миронов, главный архитектор, архитектурная мастерская «Миронов и партнеры»
Инвестиционная привлекательность городского квартала в центральной части повышается, соответственно вырастают цены на жилье и услуги. Вследствие этого население с низким уровнем доходов вытесняется населением со средним и высоким доходом. Этот процесс часто воспринимается негативно, поскольку он не решает проблем неблагополучного населения, а лишь вынуждает его переехать на окраину из резко подорожавшего жилья и уровня жизни.
Часто джентрификация инициируется не самыми богатыми группами населения, а теми, кто имеет высокий социальный и культурный статус — тех, кого называют креативным классом. Именно эти группы вносят новизну в городской образ жизни и представление города как такового.
Часто обедневшие районы, заселенные мигрантами, из-за разнообразия образа жизни своего населения начинают привлекать художников и им подобных людей с творческим креативным взглядом на мир вокруг. Таким образом, район постепенно меняет репутацию и затем становится привлекательным для среднего и представителей богатого класса.
Данный процесс сильно отличается от реконструкции городской среды девелоперами, поскольку опирается именно на самоорганизацию населения.
Как проходит джентрификация на примере Москвы и Петербурга
В той или иной степени джентрификация происходит в мегаполисах по всему миру, однако наиболее ярко — в крупных городах Европы и США. У России свой путь в жилищной политике, и западные представления здесь не работают. Строительство жилья в России уникально. Как уникальна и ситуация с джентрификацией, которая если и предстоит, то еще нескоро.
Джентрификация основывается на запустении центров городов после «бегства» населения в пригороды. Современный американец или австралиец предпочитает жить не в многоквартирном здании с соседями у себя над головой, а в собственном доме с отдельным входом и пусть небольшим, но участком. Привычные нам многоэтажки там — удел низших слоев населения.
После переселения в собственные дома среднего класса, районы прежнего их поселения заполняются представителями бедного класса. Но спустя какое-то время запустевшие, заброшенные территории промышленных предприятий, производственных помещений, складов и так далее переоборудуются под жилые комплексы. Происходит возвращение среднего класса и вытеснение бедного из центральных районов в высотные многоэтажные «человейники».
Вот в этом-то смысле и используется понятие «джентрификация». Подобным образом джентрификация и протекает в сегодняшней Москве и Петербурге. И в большей степени это касается бывших промышленных районов, где устраивают офисные, выставочные и т. п. помещения в соседстве с невысокими жилыми кварталами, но с комфортной свободной планировкой квартир.
Как застройщики участвуют в процессе джентрификации
Уже не только Москва и Санкт-Петербург, но и другие города постепенно приобщаются к мировой тенденции переноса производств за пределы городской черты. Так, согласно проекту правительства Москвы, до 75% существующих заводов и производств будут выведены за пределы города или же просто закрыты. В этом случае, для девелоперских компаний открываются большие возможности для комплексного изменения и трансформации городской среды.
Однако в отличие от западных стран, где старые промышленные здания перестраивают именно под жилые комплексы (лофты), в Москве и Петербурге бывшие заводы и фабрики становятся чаще коммерческими помещениями или многофункциональными комплексами, которые включают в себя разные типы недвижимости.
Поэтому российская джентрификация изменяет в основном деловую и культурную среду городов, но не социальную принадлежность жителей.
Ведь даже в Москве до сих пор нет четкого деления на районы по классовой, социальной или профессиональной принадлежности жителей.
Санкт-Петербург в прошлом являющийся крупным промышленным, портовым и транспортным центром Северо-Запада России переживает сложный период внутренней трансформации. С развитием города, размещенные на окраине промышленные предприятия стали органичной частью архитектурно-планировочной структуры города. Многие предприятия, к примеру Красный треугольник, в настоящее время являются историческими объектами, памятниками архитектуры.
Проблема вывода промышленных предприятий Санкт-Петербурга из исторического центра и последующего эффективного использования освобождающихся территорий приобрела особую актуальность сейчас.
Застройщики очень заинтересованы в процессе джентрификации. Ведь доход с данных территорий будет только расти. Чем большее пространства они смогут переоборудовать под современные потребности, тем больше выгоды они получат в результате.
Перестройка городской среды девелоперами — это одно, а джентрификация в её классическом понимании всё же опирается на самоорганизацию населения. Однако в России она именно в этом виде подразумевается. Джентрификация — деятельность застройщиков и более привилегированных классов, которые постепенно скупают недвижимость, населенную менее обеспеченными людьми различного происхождения. Предполагая устойчивый рост стоимости недвижимости, многие старые и новые жители надеются, что этот район станет «модным и дорогим». И, разумеется, застройщики в силу своих возможностей стараются ускорить данный процесс.
Что способствует процессу джентрификации, а что его тормозит
Джентрификация как облагораживание городских территорий — одно из распространенных определений последнего времени. Кварталы в центре города восстанавливаются и модернизируются притоком частного капитала и среднего класса покупателей жилья и арендаторов.
Суть облагораживания городских районов остаётся неизменной, джентрификация стихийная или принудительная по требованию властей всегда подразумевает смену одного социального класса другим. И неизбежно обособление одних районов от других, а это настораживает. Даже самый эксклюзивный и облагороженный район не может жить исключительно на покупателях и арендаторах дорогого жилья.
Для нормального функционирования необходимо довольно много людей элементарных профессий (продавцов, уборщиков, официантов, и т. п.). Если они будут приезжать откуда-то с окраин, это будет создавать излишнюю нагрузку на городскую инфраструктуру и увеличит издержки. Для нормальной жизни города необходимо, чтобы богатые и бедные продолжали жить рядом.
Понятно желание девелоперов строить в центре жилье для богатых, а за КАД — для всех остальных, но это тупиковый путь для городского социума. И невозможно облагородить город исключительно для богатых — доступ к качественной городской среде должны получить и бедные.
Алексей Хоменок, генеральный директор архитектурного бюро G5 ARCHITECTS
Как проходит джентрификация в городах России
Пожалуй, ключевое отличие российской джентрификации от западной — в ее сглаженности и большей организованности. На Западе джентрификация имеет стихийный характер, и по сути является инициативой «снизу», от населения. В российской специфике (в том числе и правовой) такой путь не слишком реалистичен, у нас этот процесс чаще инициируется властями и крупным бизнесом. Существенно отличаются и условия, в которых проходит джентрификация. В России все же нет гетто в западном понимании, и даже старый жилфонд находится в приемлемом состоянии.
Кроме того, в отличии жителей западных стран, россияне в большинстве своем являются собственниками, а не арендаторами жилья. С большим количеством мелких собственников договориться сложнее, чем с арендаторами, и это создает дополнительные препятствия для джентрификации. Кроме того, социальная политика российских властей, в частности те же налоговые льготы для социально уязвимых групп населения в некоторой степени сглаживают процесс джентрификации.
Как проходит джентрификация на примере Москвы и Петербурга
Важно понимать, что процесс джентрификации занимает несколько десятков лет, и качественно оценить его можно, конечно, только после завершения. Пока мы можем делать предположения и надеяться, что по прошествии времени эти гипотезы окажутся верными. Районы, обладающие потенциалом для джентрификации, должны располагаться близко к центру города и иметь невысокие цены на жилье. В Санкт-Петербурге, одним из таких потенциальных районов эксперты называют Северную Коломну, драйверами развития которой стали Новая Голландия и Мариинка-2. Тем не менее, пока в локации остается значительное количество «старых» жителей, и насколько успешно и органично будут проходить дальнейшие процессы, покажет время. Еще один район Петербурга — Каменный остров, где поселки писателей вытеснили более элитные постройки.
В Москве наиболее очевидный пример — элитная Остоженка, где не осталось ни дешевой недвижимости, ни представителей рабочего класса. Существенно поменялись локации после благоустройства «Парка Горького» и «ВДНХ». Благоустройство общественных пространств и парков также является драйвером джентрификации. Уже заметно (по сравнению с 1990-ми) поменялась аудитория в районе метро «Фрунзенская» и «Парк Культуры». Примеры успешной смены назначения территории также ведут к джентрификации. Например, «Флакон», «Арма», «Винзавод», «Красный Октябрь», «Электрозавод» и другие. Активно развивается история с «Трехгорной мануфактурой».
В целом, программу реновации Москвы можно назвать одной из самых масштабных государственных программ джентрификации. Сегодня в пятиэтажных домах, определенных властями под снос, большая часть квартир сдается в аренду по минимальным ценам, что привлекает наименее платежеспособную часть населения. Строительство нового, более качественного и современного жилья, безусловно, привлечет более состоятельную аудиторию, а более современный вид района увеличит стоимость всей недвижимости, расположенной в локации.
Что способствует процессу джентрификации, а что его тормозит
В числе факторов, способствующих джентрификации, могу назвать слабую регуляцию (или отсутствие регуляции) цен на недвижимость, частную структуру собственности, высокий уровень защиты прав собственности, доступность капитала и платежеспособность населения. Социальная направленность государства чаще всего негативно влияет на процессы стихийной джентрификации.
Хочу добавить, несмотря на то, что предпосылками джентрификации выступают спрос и предложение на рынке, и это достаточно естественный и прибыльный для крупного города процесс капитализации территории, многие европейские социологи негативно относятся к созданию элитных зон, поскольку территориальное разделение социальных классов усиливает социальное напряжение, а появление элитных кварталов всегда сопровождается появлением гетто-подобных районов на окраинах. Мне ближе социальный подход, когда улучшение района носит органический характер. Здания не сносят, а реставрируют, сохраняя архитектурную целостность застройки, а власти пытаются всячески повышать уровень жизни населения. При таком подходе исчезнет само понятие «гетто».