Найти тему
Бумажные комиксы

«Бэтмен» Джеффа Джонса: «Три Джокера» (наконец-то хоть кто-то догадался сказать, что под гримом могут скрываться разные нелюди)

Сегодня ночью мы явно столкнёмся с чем-то, с чем раньше никогда не сталкивались.

Одним вечером Джокер нанёс сразу три удара. В ресторане совершена расправа над «последними представителями криминальной семьи Моксон», которую некогда обвиняли «в организации убийства Томаса и Марты Уэйн»; у себя дома жестоко убит «всеми любимый комик», на заре карьеры под псевдонимом Фэтмен выступавший «в костюме Бэтмена огромного размера»; три неопознанных тела обнаружены возле завода «Эйс Кемикал», того самого, где Джокер много лет назад «окончательно поехал крышей».

Важный нюанс в том, что все злодеяния были совершены… в одно и то же время, что в каждом случае подтверждают оставшийся в живых свидетель, трансляция в прямом эфире и камеры видеонаблюдения. Возникает естественный вопрос: «Три места преступления. Три Джокера. Что всё это значит?»

– Не может того быть, чтобы Джокер расправился с семьей Моксон, убил того комика в Сомерсете и отравил здесь этих чудил – и всё в одно и то же время! Для этого ему пришлось бы находиться в трёх местах одновременно.
– У него есть два помощника, Буллок, это очевидно.
Разворот из графического романа Джеффа Джонса и Джейсона Фейбока «Бэтмен: Три Джокера. Издание делюкс» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа Джеффа Джонса и Джейсона Фейбока «Бэтмен: Три Джокера. Издание делюкс» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Даже странно, что до Джеффа Джонса этого не догадались сформулировать раньше – во вселенной-то сплошных масок! Ладно все вот уже девятое десятилетие держатся за фигуру Бэтмена: как-никак, у Брюса Уэйна есть биография, в центре которой лежит ужасающая личная трагедия, ставшая его основным стержнем. Ничто вроде бы не мешает надеть костюм и маску супергероя другому человеку – но тогда это будет уже и другой персонаж! А вот Джокер… Что мы, в сущности, о нём знаем?.. Не так уж и много. И в этом немногом нет ничего такого, что помешало бы произвести замену совсем незаметно. Разукрашенное лицо, перекрашенные волосы, безумный хохот – в принципе, вполне можно согласиться с тем, что Джокер – это в большей степени хорошо срежиссированный образ, нежели кто-то конкретный.

Я единственный и самый настоящий Джокер. {…} Я – мёртвая петля. Беговое колесо судьбы. Круговорот боли, из которого вы оба никогда не выберетесь.

Велик соблазн рассказать, в чём же тут дело, однако не уверен, что это позволят мне правила приличия: как-никак, читатель сам должен пройти этот путь, чтобы – по замыслу – удивиться и ахнуть. Так что скажу лишь, что данное триединство никак не связано с казусом Мультивселенной, а вполне объяснимо реалиями и логикой именно этого мира, где, поверив во что-то одно, мы вполне допускаем и нечто аналогичное.

Единственное, что обязательно необходимо отметить: «Три Джокера» напрямую наследуют классической «Убийственной шутке» Алана Мура и Брайана Болланда, опираясь на неё как в деталях, так и в рисунке, и не просто постоянно её цитируя, но даже давая новую, принципиально иную интерпретацию того, что в той истории случилось. Расчёт, конечно, невероятно наглый – продавать эти произведения теперь в паре, но оставим это право за издательством как владельцем франшизы (тем более что взять с Джонса, не убоявшегося продолжить даже «Хранителей»).

Однако новый роман (по ощущениям – скорее повесть) поднимает ещё несколько тем – то ли вечных, то ли избитых, и вот тут можно в очередной раз высказаться.

Одна из них напрямую связана с тем, о чём я только что сказал выше: DC не собирается менять мифологию Бэтмена, а потому вынуждено раз за разом «притягивать» события из жизни Уэйна из далёких тридцатых поближе к нынешнему времени. Поэтому вновь и вновь мы становимся свидетелями того, как юный Брюс идёт с родителями в кинотеатр на фильм «Знак Зорро», разнятся лишь реплики («Величайший фильм всех времен? Что-то я сомневаюсь, Брюс»). «Эта рана глубже всех прочих», – слышим мы голос Альфреда, зашивающего очередную дырку в теле своего беспокойного босса, хорошо понимая при этом, что на самом деле подразумевается.

И чтобы показать нам, что мы не ошиблись, Джонс вытаскивает из почти что забвения Джо Чилла, запустившего всю эту круговерть вора-карманника, уж сколько лет отбывающего пожизненный срок в «Блэкгейте». В отличие от всех прочих гадов Готэма, Чиллу хватило для репутации одного преступления – но куда уж больше?! Его присутствие в сюжете автоматически разворачивает повествование из криминального экшена в область психологической драмы – и весьма прагматичный автор (как можно понять по его многочисленным книгам) принимается бить по душевным струнам что есть мочи. Заставляя Брюса Уэйна (вот это вряд ли станет для вас неожиданностью) примириться с человеком, «который низверг Готэм {…} в бездну отчаяния», прочувствовать не только свою, но и его боль, получив тем самым долгожданное облегчение.

Любопытно, что помогает ему в этом как раз Джокер – имея к тому совершенно прекрасное и донельзя эгоистичное обоснование:

Я залечил твою самую глубокую рану. Поэтому теперь я могу стать твоей величайшей болью. Я! Я изрежу тебя. Искалечу. Буду прокручивать этот нож в твоей груди до тех пор, пока однажды, в один прекрасный день, мы не умрём – вместе!
Разворот из графического романа Джеффа Джонса и Джейсона Фейбока «Бэтмен: Три Джокера. Издание делюкс» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа Джеффа Джонса и Джейсона Фейбока «Бэтмен: Три Джокера. Издание делюкс» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Вторая важная тема связана с Красным Колпаком, про которого мы знаем, что это – бывший Робин, некогда зверски убитый Джокером, а затем чудесным образом воскресший. Как Брюс вспоминает убийство родителей, так и Джейсон хорошо помнит собственную смерть; что их различает, так это разное понимание фразы «идти до конца».

Сразу два Джокера из заявленных трёх спрашивают героя: «Почему ты надеваешь на себя этот шлем и называешься Красным Колпаком после всего того, что мы с тобой сделали?»«Кто в здравом уме будет идентифицировать себя с собственным убийцей?» – удивляется первый. «Мы наградили тебя сотрясением мозга и постоянной невралгией. Физической и психологической травмой. И она настолько сильна, что ты можешь чувствовать облегчение, только когда причиняешь боль другим», – делает вывод второй.

Для одного из них эти рассуждения станут последними – что вновь обозначит давно назревшую проблему: «Пока мы не разорвём этот порочный круг, ничего не изменится».

– Думаешь, мне самому не хотелось всадить ему пулю в лоб? После всего того, что он сотворил? С Барбарой? С тобой?
– Но ты этого не сделал, Брюс. Это сделал я.
Разворот из графического романа Джеффа Джонса и Джейсона Фейбока «Бэтмен: Три Джокера. Издание делюкс» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из графического романа Джеффа Джонса и Джейсона Фейбока «Бэтмен: Три Джокера. Издание делюкс» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Самая первая фраза этого романа есть его предельно сконцентрированная суть: «Время излечит все раны… если, конечно, ты не умрёшь от них прежде…»

Примечательны и первые развороты, на которых мы видим обнажённый торс Бэтмена с ужасающим множеством шрамов; вспышки воспоминаний указывают нам, кто именно нанёс тот или иной удар: вот Пингвин, вот Бэйн, Загадочник, Женщина-Кошка, Убийца Крок, Пугало… Больше всего таких панелей оказывается за Джокером – самым главным, самым опасным, самым жестоким врагом из всех прочих…

Который не просто всё ещё жив, но теперь ещё и размножился.

Обложка графического романа Джеффа Джонса и Джейсона Фейбока «Бэтмен: Три Джокера. Издание делюкс» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Обложка графического романа Джеффа Джонса и Джейсона Фейбока «Бэтмен: Три Джокера. Издание делюкс» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

#Бэтмен #ТриДжокера #ДжеффДжонс #ДжейсонФейбок #КрасныйКолпак #Бэтгерл #БрюсУэйн #графическийроман #комиксы #DC

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Бэтмен» Алана Мура и Брайана Болланда: «Убийственная шутка»

«Джокер» Чака Диксона: «Адвокат дьявола»

«Джокер» Джеффа Лемира: «Убийственная улыбка»

«Джокер. 80 лет знаменитому злодею»

«Бэтмен» Джима Старлина и Джима Апаро: «Смерть в семье»

«Бэтмен» Фрэнка Миллера и Брайана Аззарелло: «Последний крестовый поход»

«Бэтмен» Джадда Виника: «Под Красным Колпаком»

«Бэтмен» Скотта Снайдера: «Смерть семьи. Эндшпиль»

«Бэтмен» Скотта Снайдера: «Сверхтяжесть. Расцвет»

«Часы Судного дня» Джеффа Джонса: книга 1

«Часы Судного дня» Джеффа Джонса: книга 2

24-й анонс «Бумажных комиксов»: Спайдер, Сайтама, Чи! Баба Яга, Наруто, а Джокеров – целых три! (плюс один с адвокатом)

Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!