Найти тему
Кухня Пацифиста

Еда в литературе. И. Ильф и Е. Петров, Одноэтажная Америка (про кафетерию)

Отличные русские писатели Илья Ильф и Евгений Петров хорошо знакомы публике по своим сатирическим романам про похождения обаятельного авантюриста Остапа Бендера. Благодаря блистательному слогу и отменному чувству юмора, эти книги стали настоящей классикой нашего времени и были много раз экранизированы.

Но далеко не у всех произведений Ильфа и Петрова судьба оказалась такой радужной. Скажем путевые очерки о путешествии в США, совершенное писателями в середине 30-х годов прошлого века, под названием "Одноэтажная Америка" были приняты советском обществом и властью весьма сдержанно. Никогда у нас не любили похвалы в адрес американцев, так у нас заведено. И сейчас не любят. А книга, между тем, весьма любопытная. Сейчас многие вещи, в том числе излишняя детальность в описаниях привычных вещей, кажутся наивными, как первые отчеты о путешествиях, которые публиковались в Интернете пару десятилетий назад. Но это и характеризует людей того времени, здесь можно увидеть, что для них было удивительным и непривычным. Сегодня мы почитаем отрывок про американскую столовую, достаточно простую и понятную. Но Ильфу и Петрову хотелось описать её подробно. Видимо, в СССР 30-х годов таких столовых ещё не было. Судите сами. Интересно едят ли американцы дыню перед обедом сегодня.

Раздался мелодичный удар колокола. В руках оказался билет, а из разреза копилки выскочил новый синий кончик. Далее мы принялись делать то же, что нью-йоркцы, прибежавшие в кафетерию наскоро позавтракать. Мы сняли со специального столика по легкому коричневому подносу, положили на них вилки, ложки, ножи и бумажные салфетки и, чувствуя себя крайне неловко в толстых пальто и шляпах, подошли к правому краю застекленного прилавка. Вдоль прилавка во всю его длину шли три ряда никелированных трубок, на которые было удобно класть поднос, а затем, по мере того как он заполняется блюдами, толкать его дальше. Прилавок, собственно, представлял собой огромную скрытую электрическую плиту. Тут грелись супы, куски жаркого, различной толщины и длины сосиски, окорока, рулеты, картофельное пюре, картофель жареный и вареный и сделанный в виде каких-то шариков, маленькие клубочки брюссельской капусты, шпинат, морковь и еще множество различных гарниров.
Белые повара в колпаках и густо нарумяненные и завитые, очень опрятные девушки в розовых наколках выкладывали на стеклянную поверхность прилавка тарелки с едой и пробивали компостером в билетике цифру, обозначающую стоимость блюда. Дальше шли салаты и винегреты, различные закуски, рыбные майонезы, заливные рыбы. Затем хлеб, сдобные булки и традиционные круглые пироги с яблочной, земляничной и ананасной начинкой. Тут выдавали кофе и молоко. Мы подвигались вдоль прилавка, подталкивая поднос. На толстом слое струганого льда лежали тарелочки с компотами и мороженым, апельсины и разрезанные пополам грейпфруты, стояли большие и маленькие стаканы с соками.
-2