На самом краю Абхазии среди гор и ущелий расположился неприметный тихий городок. Мало кто знает, но когда-то здесь был настоящий мегаполис со всеми условиями для комфортной жизни. Местные зарабатывали неслыханные для тех времен деньги и могли обеспечить свои большие семьи. Но потом все будто замерло. Дома опустели и покрылись мхом. Вместо гула машин и смеха детворы слышно лишь шелест листвы. Мне удалось запечатлеть то, что скоро исчезнет с лица земли - найти вход в бывшие угольные шахты. А также поговорить с оставшимися жителями некогда большого города.
Привет, друзья! Меня зовут Сергей и я рассказываю про различные забытые места. Я продолжаю свое большое путешествие по Абхазии. В прошлой статье я рассказывал про соседний поселок Джантуха, и как там выживают местные.
Не забывай листать фото, в одной галерее попадается несколько изображений! ->
Я еду на машине в легендарный город-призрак, про который я думаю многие слышали. Место, действительно, захватывает своей невероятной красотой и атмосферой. Среди заброшенных и почти разрушенных многоэтажек продолжают жить всего несколько семей. Пейзажи за окном постоянно меняются: то видны протяженные реки, то появляются леса, а потом показываются величественные горы.
Вхожу в городок и вижу то ли полностью брошенные дома, то ли живые – сразу и не разобрать. В домах проведено электричество и над подъездами, где живут, ближе к ночи загораются лампочки. А днем прямо на дверях встречаются предупреждающие надписи, чтобы никто не заходил внутрь. Ходить поначалу страшновато, потому что до конца мне непонятна реакция местных. Будут ли они мне рады или нет. Может, им надоели подобные туристы.
Акармара была построена в 1938 году и входила в сеть шахтерских городков, которые выросли вокруг большого города Ткуарчал. Это была своего рода угольная столица республики. Туда со всего советского союза съезжались зарабатывать деньги и строить семью. В каждом поселке была своя школа, библиотека, медпункт, дом культуры, магазины и даже рестораны. Городок процветал, но после грузино-абхазского конфликта 1992—1993 гг. численность населения сократилась.
Рядом с городком находились угольные шахты. Удивительно, но до сегодняшнего дня дожил вход внутрь. Однако далеко пройти мне не удалось, уж слишком опасно там находиться. Моментально поднимается угольная пыль и неизвестно, какая там сейчас загазованность.
А это самый длинный кривой мост в Европе. Он сделан в виде изгиба, вообще очень сложно такие делать мосты. Там когда-то были проложены рельсы, и по ним ходил поезд, который вывозил уголь в город. Прошли годы, а ему ничего не стало, даже трещин нет.
Подхожу к местной жительнице.
- Тут, наверное, при СССР было богато?
- Богато было, конечно... уголь был коксовый!
- Коксующийся уголь? Это который самый лучший и дорогой?
-Да...тут еще много угля! Лет на 100 хватит, если не на больше.
- А почему же не добывают?
- Работать некому, людей-то нет. В трех поселках 100 человек живет. Это разве рабочая сила? Во время войны еще уехало много... грузинов изгнали. Остались сами, которые ни к чему не приспособлены. Все разделила война...
- А когда-то дружно все жили...
- Дружно было, да... но тут фактически войны не было.
- Так это не от войны пострадали дома?
- Нет, конечно! Разбирали там это... нет-нет не от войны. Здесь нельзя было бомбить.
Прохожу дальше, вижу огромное заброшенное здание. Это оказывается местной больницей. Где-то уже нет крыши, где-то даже стен. А еще недавно сюда приходили лечиться со всего городка. Удивительно, как война все поделила на «до» и «после».
Вижу мужчину, решаю с ним поговорить.
- А вы на шахте работали, получается?
- На шахте я 20 лет отработал. С 1960 года вот здесь нахожусь и живу. Ребята сильные были русские! Дурные в чем-то даже были...
- Хорошие зарплаты здесь были, наверное?
- Зарплата на шахте была 400 долларов. 1 доллар - 75 копеек был, потом 90 копеек.
- То есть вы были, по сути, миллионерами?
- Миллионеры все твои братья здесь работали! Во время немецкой войны бронь имели русские ребята. Допустим, вот его поймали. И был выбор идти сюда на шахты, или на фронт. Ты же, наверное, шахту выберешь!
- А что с шахтами сейчас?
- Россия, если не откроет, то тебе, кто откроет? Мы пока спичечный завод не имеем. Это будем открывать что ли? А сила где?
- Я не могу поверить, пока здесь гуляю. Целый ведь мегаполис был построен в горах.
- Да! В горах! Здесь чудо было настоящее!
- А вы получается один в доме живете?
- Нет, внук и внучка еще.
- Я имею в виду одной семьей живете в этом многоэтажном доме?
- Одна семья, да.
- Про расселение ничего не говорят? Расселить не хотят вас?
- Нет, слушай, мы здесь будем. Квартира что? В квартире жить как тюремщик! Что квартира тебе даст?
- Инфраструктура та же...
- Да здесь живем. Куда идти?
Мужчина продолжает:
- Русские такой порядок любили... сейчас не знаю, как у вас порядок. Хлеба хватает?
- Ну да.
- Вот! Сюда тоже привезите.
На прощание меня угощают вкуснейшими яблоками.
Одна из проблем, которая меня интересовала, как вообще жители покупают себе еду и лечатся. Ведь в городке от инфраструктуры совершенно ничего не осталось. А расстояние до города около 10 км по разбитому горному серпантину. Оказалось, что не так все плохо. В ближайший город Ткуарчал ездит, как школьный, так и обычный автобус. Не знаю, с какой периодичностью, но ездит. Это единственная связь с внешним миром для жителей Акармары. Только так можно поехать к врачу или на рынок.
В конце всегда хочется закончить на чем-то хорошем. Чтобы, знаете, не было какого-то неприятного послевкусия. Вот и здесь, когда я уже заканчивал съемки, приехал экскурсионный автобус. И вот мне как-то прямо стало теплее на душе. Потому что ну, вроде бы, кругом разруха, руины зданий, а вот тут уже гуляют туристы. Все-таки они привозят деньги. Может быть, благодаря им восстановят дорогу и наладят автобусы. Гостиницы построят и дома отдыха. Ведь все же было, спрос был...
Я продолжу свое путешествие по Абхазии в следующих выпусках.
Еще я рассказывал про заброшенный аэропорт и полуживой квартал.
Чтобы не пропустить интересные статьи про неизвестные места Абхазии, не забудьте поставить лайк и ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ