Трудно себе представить жителя России, который хотя бы раз в жизни не тренировали собственную выдержку парилке бани или в сауне. Или хотя бы раз не отмечал там чей-нибудь день рождения. Или… впрочем, нас читают дети. Но та ли эта баня, про которую когда-то пел песни Высоцкий? А ведь многие считают ее еще и искусством. Как, к примеру, пармастер Артур, с которым познакомился корреспондент “Кубань 24” Николай Хижняк.
Артуру 32 года и он работает тем самым пармастером в бане «Три богатыря». Мало того, он еще и чемпион. В 2019 году на всероссийских соревнования по парному делу он занял первое место.
— Давайте уточним, как все-таки правильно называется ваша профессия и чем она отличается от профессии банщика?
— По факту пока нашей профессии нет в реестре. В Питере, где я учился, нас называют пармастерами, пармейтерами или просто мастерами пара.
Хотя в некоторых регионах привычно называют банщиками. Но по сути банщики это еще и администраторы. Иногда умение парить людей даже не входит в их служебные обязанности.
А я, например, как специалист- пармастер, могу не только в парилке работать, но и разрабатывать программы для спа—комплексов. Могу готовить специалистов для открытия новых бань.
— Вы чемпион 2019 года. Расскажите, как оценивают ваши умения и выбирают лучшего?
— Лучшего пармастера выбирают на ежегодных соревнованиях. Как и на любых других профессиональных состязаниях мастерство оценивает судейский состав. В основном это специалисты с большим опытом и заслуженным авторитетом. Обычно 5-7 человек. Плюс главный судья, который контролирует непредвзятость. Он же решает возникшие споры.
Сначала каждый участник грамотно и интересно презентует судьям себя и свою модель (которую он будет парить). Рассказывает про свою программу работы с клиентом и какого эффекта хочет в итоге добиться. Объясняет, какие инструменты ему понадобятся и для чего.
На презентацию выделяют 5 минут и еще 15-18 минут — это сам процесс парения. В парилке установлены панорамные окна и видеокамеры — все твои действия записываются на случай конфликтных ситуаций.
Судьи оценивают технику, соответствие заявленной программе, уместность подачи пара, симметричность пропаривания и еще многое. А еще соблюдение правил безопасности участниками процесса — как для самого себя, так и для модели. В оценочный лист арбитры вносят баллы со своими комментариями. То есть они не могут поставить низкую оценку, просто потому, что им не понравилось. Они должны грамотно сформулировать свои претензии.
— Насколько я понимаю, эти соревнования еще и шоу?
— Конечно. Очень важны оригинальность и подача. Даже костюмы специальные шьют. Одни например готовят программу в русском народном стиле, а кто-то даже в жанре постапокалипсиса. В этом году был такой оригинал. Используется музыка. Просто помахать веником никому не интересно.
— Участие платное?
— На региональном уровне — да. Сумма вступительных взносов покрывает расходы на организацию, тех же судей нужно пригласить из других регионов. А вот уже на всероссийском этапе там все, как правило, оплачивают спонсоры.
— Проводят ли какие-то международные соревнования среди пармастеров и принимает ли в них участие Россия?
— Раньше, в частном порядке, собирались на общие соревнования белорусы, украинцы, литовцы. Сейчас в дело вмешалась политика и как-то каждый сам по себе.
А вообще в Европе проходят соревнования Ауфгусса. Достаточно популярное массовое мероприятие. Но у них там немного другие технологии парения — не похожие на наши. Они не используют веники, вместо них — специальные полотенца и вееры. У нас чаще используют травы, у них аромамасла. Но их парение не менее интересно.
— Вы где-то учились своей профессии, как к этому пришли?
— В 2011 году я решил переехать жить в Санкт-Петербург. Во время поиска очередной работы наткнулся на объявление о вакансии парильщики. Сам при этом к бане был равнодушен, но отца иногда парил. Думал, что веником махать умею.Это был спа-центр и при нем баня. Они только открылись и искали сотрудников..
У них уже был свой пармастер, к которому меня назначили учеником. Это был закаленный опытом общественных бань человек. Хоть и самоучка, но очень сильный специалист. Первое время я был на испытательном сроке. Помогал, в основном убирался.И только через две недели мне доверили поработать с вениками. Позже познакомился и с другими мастерами. Они делились опытом. И я “заболел” этой профессией. Но банные школы не заканчивал, сам развивался.
— Долго вообще нужно учиться на пармастера?
— Всю жизнь. Как и в любом прикладном деле тут нужно постоянно совершенствоваться. Очень много всяких тонкостей: начиная от техник и заканчивая работой с гостями. Изучаешь аромапарения, травы. Влияние веников на организм и прочие нюансы. Например есть банные техники для погружения в транс. Есть даже приемы, где вас буквально заживо закапывают.
А есть, например, другая школа: парение, как в общественной бане. Где у одного мастера в день может быть много клиентов. Кстати, именно поэтому в банном деле ценятся пармастера из общественных бань. Так как не каждый сможет выдержать такие серьезные нагрузки — махать веником с утра и до вечера. А они к этому привыкли.
— Как такие нагрузки влияют на ваше здоровье?
— Если ты часто потеешь, то и из организма вымывается много микроэлементов: калий, магний, соли. Если их вовремя не восстанавливать, то у человека появляются судороги. У многих буквально руки скрючивает. Бывало, что пармастеру прямо в баню и скорую вызывали. Поэтому нужно следить за: питанием, вредными привычками.У меня, например, сустав на правой руке не в порядке, уже блокатор поставили — это типичная наша профессиональная болезнь.
— Чем еще, кроме крепкого здоровья, должен обладать пармастер?
— Уметь работать с людьми. Так как в баню приходят разные люди, с разными характерами и запросами.К нам как-то приходил устраиваться мужик, который всю жизнь проработал сварщиком. Говорит баню он любит, к высоким температурам привык. Захотел сменить профессию для души. В итоге он буквально через несколько дней ушел. Говорит, с металлом проще работать, чем с людьми — меньше болтает.
— На Кубани банная культура отличается от других регионов, как то климат влияет?
— Климат нет, а вот менталитет сильно. Тут банная культура на начальном этапе. Но за счет большого количества приезжих она начинает раскачиваться. Кубанцы тоже втягиваются. Вообще про кубанскую баню такая у нас присказка есть: “Во всей России баня, чтобы попариться, и только на Кубани чтобы кайфовать”. Хотя многие сибиряки ходят в баню по принципу «выжил, ну и хорошо». Это тоже не правильно. В бане очень важно выдерживать четкий температурный, кислородный режимы, влажность.
— Если говорить про «кайфовать». На сколько баня сочетается с банными развлечениями вроде спиртных напитков и застолья?
— Ну конечно же париться нужно на трезвую голову и пустой желудок. Я думаю, это все так или иначе понимают. Можно принять пару стаканчиков не крепкого алкоголя, того же пива. А если выпить больше, то наш организм перестает адекватно оценивать температурный режим. На пьяную голову наши любят на спор просидеть как можно дольше в раскаленной парилке. От этого запросто можно перегреться.Настоящий, чистый банный кайф намного лучше любого алкоголя. Про него даже говорят, что он как наркотик — затягивает не меньше.
— Что это за такой банный кайф, можете его описать?
— В первую очередь это сильное чувство эйфории. А еще у нас например есть специальная процедура, после которой человек испытывает чувство полной дезориентации, как будто находится в невесомости. Его сознание буквально улетает куда-то далеко. Многие по-незнанию пугаются.. А потом уже специально за ним к нам идут.
— А какие противопоказания есть для бани?
— Ну конечно же это общее состояние. Если вы плохо себя чувствуете, есть слабость, то в баню лучше не ходить. Так же есть противопоказания для людей с кожными заболеваниями, гнойными воспалениями. Почечная недостаточность, нефрит почек закрывают путь в парную. Людям с высоким или низким давлением тоже с осторожностью нужно подходить к этому делу. Еще люди постоянно спрашивают, можно ли в баню когда у тебя температура — нет, нельзя.
—Что такое «оптимальный пар» и правильный веник?
— Вообще оптимальным считается пар до 70 градусов и с влажностью 50%. Но есть и нюансы. Взять например общественные бани. Там за счет большой проходимости трудно поддерживать стабильный режим, поэтому принято сильно увеличивать температуру парения.
Что касается веников, то классический дубовый — для более активной работы и нагнетания горячего воздуха. А березовый используют для мягкого парения. Даже вещества которые содержат в себе листья оказывают разный эффект на наш организм. Например дубильные, из дубового веника, подтягивают кожу, их рекомендуют женщинам после 40. А вот береза наоборот, размягчает ее, но очищает поры. Есть веники которыми вообще не парят, а подкладывают под голову, для защиты органов дыхания и охлаждения головы.
— Сами сейчас любите париться или уже надоело?
— Сейчас уже больше погружаешься в другие процессы. В основном собираемся с коллегами для обмена опытом. Показываем друг другу разные приемы, испытываем их на себе. Например недавно был в бане и и там мы изучали звукотерапию. Мягкое парение, плюс правильное звуковое сопровождение буквально уносят тебя в полет. Такая своеобразная медитация.
На данном этапе я перед собой ставлю задачи пропаганды правильной бани. У нас есть два канала на YouTube. На одном мы выкладываем обзоры: ездим по всей стране в поисках интересных заведений. На другом я делюсь методиками и техниками парения.
В целом сейчас какое представление у людей о банях? Что это место для пьянки, а иногда, уж простите, и разврата. И мы пытаемся изменить людское мнение. Показать, что такое настоящая баня и для чего она на самом деле нужна.
#баня #пармастера #банщик