Вы когда-нибудь задумывались, почему этот фильм называется именно «Большой Лебовски», хотя речь в сюжете идёт о Лебовски поменьше? В этот раз не будем ругать локализаторов, несмотря на то, что уже в девяностые они «трудились» на полную катушку. Как сообщает Википедия, в основу сценария легло произведение Рэймонда Чандлера «The Big Sleep», однако пробежавшись по сюжету книги стало понятно, что общего с фильмом там ничего нет.
О самом фильме
Большой Лебовски это культовая комедия братьев Коэн, которая не сразу обрела популярность. Я не буду писать про год выхода и прочие излишки, потому что здесь не кинематографическое бюро. Мы перейдём сразу к насущным вопросам.
Чувак был создан на основе реального прототипа — Джеффа Дауды. Авторы были знакомы с эксцентричным режиссёром ещё в восьмидесятых, и этот человек действительно носил кличку «Dude» в связи с необычной фамилией Dowd. Несмотря на реальный прототип, персонаж в фильме получился самобытным, и не имеет практически ничего общего с человеком.
При первом просмотре создаётся впечатление, что перед нами просто хорошая комедия с вкраплениями чёрного юмора: история о Чуваке, у которого украли ковёр. Пересмотрев фильм девять раз и прочитав достаточно информации можно смело заявить — сюжет с кражей ковра, он как лодка, то есть на поверхности, а значит мы не замечаем деталей.
Сюжет ненастоящий?
Фильм начинается со слов Рассказчика (о котором мы также поговорим чуть позже), он погружает нас в историю, в события фильма:
— история эта произошла в начале девяностых, как раз во время нашего конфликта с Саддамом и его ирокезами
Помимо упоминаний рассказчика, в телевизорах также мелькают интервью и репортажи с полей военных действий. Абсолютно непонятно, зачем авторы создают фон из этих событий: война здесь словно салфетка поверх работающего телевизора — ненужная мишура, отвлекающая и мешающая разглядеть истинную задумку Коэнов. Никакой роли «конфликт с Саддамом» в фильме не играет, помимо формирования некоторых характеристик персонажей.
История про ковёр и авантюра с миллионом долларов… Вам не кажется, что эта абсурдная и захватывающая история совершенно не совпадает с образом жизни, и представлениями о ней главного героя? Кто вообще здесь главный герой?
— иногда попадается такой человек... не скажу герой, а кто такой вообще герой? Иногда попадается такой человек... я имею ввиду Чувака, такой человек, который просто создан для своего времени и места... Он занимает именно своё место.
Можно заметить, что компания из действующих лиц собралась неординарная: каждый словно отыгрывает собственную роль, следует личному сюжету и стремится «быть главным» в сцене. И это не говоря уже о самих образах. Все персонажи от Чувака и до Мод Лебовски являются шедеврализированными, и максимально уходят в крайности и клише. Они просто созданы для своего времени и места. В доказательство вышесказанному можно упомянуть ещё и то, что практически у каждого персонажа есть соответствующее музыкальное сопровождение, о чём мы поговорим ниже.
Индивидуальное музыкальное сопровождение, персонажи
Начнём мы как раз-таки с Рассказчика. Это безымянный старик: имеет стереотипную ковбойскую внешность, пьёт соответствующие напитки и кидается народными поговорками и пословицами. Несмотря на неоднозначность и малое количество экранного времени, данный персонаж обладает личным музыкальным сопровождением. Также как и все, он определённо считает себя главным героем, ведь ведает нам историю именно он сам. Фильм начинается с его рассказа, рассказа под песню «Tumbling Tumbleweed» — явно навевающей мотивы прерий, кактусов и перестрелок.
О ковбое мы не знаем абсолютно ничего, но мы знаем что в «показаниях» он путается. Рассказчик говорит «далеко на западе», хотя он сам находится на западе и не ясно, к кому именно он обращается. А главное откуда? Стоит заметить, что в самом начале нам показывают перекати-поле. Поэтому и сам ковбой, также, словно колючка перемещается с места на место, попутно затравливая классные байки в барах и ломая четвёртую стену.
Уолтер Собчак
Друг Чувака это очень экспрессивный и взрывоопасный ветеран Вьетнамской войны. Уолтер обладает довольно-таки противоречивыми характеристиками и убеждениями: по его словам он «сам когда-то был пацифистом», но это не помешало ему убивать вьетнамцев и откусить ухо нигилисту в конце фильма.
Своими высказываниями и агрессией он создаёт впечатление настоящего мужика, но в то же время он ухаживает за собачкой бывшей жены, пока она «отдыхает с ухажёром в Гонолулу». Аналогично Рассказчику, сцены с Уолтером сопровождаются избранными музыкальными произведениями. К примеру, во время активных действий мы можем слышать трек «Born on the Bayou», песню периода войны во Вьетнаме.
Уолтер сильно ценит и знает свои гражданские права: он может ловко цитировать отдельные статьи Конституции, чем активно занимается на протяжении всей истории. Несмотря на такие познания и «законопослушность» он может нелегально достать отрезанный палец ноги, а также применить в действие пистолет или автомат. Уолтер принял иудаизм, и соблюдает шаббат:
— Суббота, Донни, это Шаббат, еврейский день отдыха. Это значит: я не работаю, не катаюсь на машине, не вожу машину, не беру в руки деньги, не включаю микроволновку и шары тоже не катаю
Создаётся некий резонанс, не правда ли?
Чувак
Образ жизни Джеффри Лебовски порождает огромную кучу вопросов, ответы на которые, из фильма получить довольно-таки трудно. От рассказчика мы узнаём только то, что Чувак лентяй, но перемещаясь по сюжету мы выясняем более интересные детали.
Помимо оригинального музыкального фона, нам также демонстрируют сны Чувака. Видения у Джеффри мелодичные и представляют из себя эдакий клип под произведения «The Man in Me» Боба Дилана и «Just Dropped In» Кенни Роджерса.
Джеффри не женат, и скорее всего никогда не был. Во время учёбы проводил большинство времени в подсобных зданиях: играл в боулинг в учебном центре Национальной гвардии. По его словам, учение впрок не пошло и он пристрастился к лёгким наркотикам. Джеффри является безработным. Также, по его рассказам мы можем узнать, что он был одним из авторов Порт-Гуронской военной декларации, а также состоял в «сиэтловской семёрке». Помимо прочего он упоминает, что грузил аппаратуру для Металлики, и что «все они оболтусы».
Напрашивается вопрос — на какие деньги живёт Лебовски? В фильме эта информация умалчивается, но в вырезанных частях сценария упоминается, что по национальности Джеффри — венгр, и живёт на отчисления создателя кубика Рубика, так как является его наследником. Информация мягко говоря сумасшедшая, не находите?
Все персонажи имеют повышенный уровень «чудинки» и обладают личным музыкальным сопровождением — даже детектив Да Фино всегда появляется с инструментальным джазовым аккомпанементом. Каждый характер данной картины является «главным героем» и отыгрывает свою роль: Уолтер играет агрессивного военного, Банни исполняет роль актрисы фильмов для взрослых, нигилисты говорят на немецком и слушают техно, а Большой Лебовски просто «корчит из себя крутого миллионера». А кто такой Донни?
«Донни» Теодор Дональд Керабатсос
Донни выделяется из всех персонажей картины. В отличии от проживающих свой сюжет Уолтера и Чувака, Донни является самым обычным человеком в картине. Теодор единственный, кто полноценно играет в боулинг и в сценах это видно, опять-таки в отличии от Джеффри и Уолта.
Странная особенность заключается в том, что каждое его появление сопровождается необычной одеждой. Зачастую это форменные рубашки с вышитыми именами «Рэй», «Джерри», «Остин» и другими. Исходя из этого можно построить несколько теорий:
— Донни действительно является персонажем вне сюжета и не имеет настоящего имени, по сути являясь лишним действующим лицом. Именно поэтому Уолтер постоянно его затыкает, а Донни в свою очередь не может вникнуть в диалог друзей.
— Донни просто напросто бедный, в связи с этим закупается в секонд-хендах — именно поэтому нашивки на его одежде несут в себе разные имена.
Донни просто мешает Уолтеру следовать основной сюжетной линии: его вопросы в стиле «а что происходит» являются лишними, и нарушают атмосферу кино и «театра» Уолтера и Чувака, потому что на самом деле они находятся в фильме внутри фильма, о как!
И умирает Донни, не от того что его подстрелили в схватке, а как простой человек — от сердечного приступа. Можно заметить, что с самого первого появления оружия в руках Уолтера — Донни становится не хорошо, он боится ситуации.
«Друзья» ничего не знали о Теодоре, потому что он не был их другом по внутреннему сюжету, сюжету самих персонажей. Когда Уолтер развеивает прах, он также «придумывает», что помимо игры в боулинг Донни любил сёрфинг.
— «Донни был хорошим игроком в боулинг и хорошим человеком. Он был нашим другом, он любил свежий воздух и боулинг. На доске для сёрфинга он исплавал всё побережье южной Калифорнии, от Ла-Хольи до Лео Карилло и даже до Пизмо. Его не стало. Не стало слишком рано, как и многих других молодых парней в его поколении. Господь, в мудрости своей прими его. Как принял многих молодых парней в расцвете сил в Кесане, Ландоке и на высоте 364. Эти парни отдали жизни как и Донни, Донни, который так любил боулинг. ... Согласно тому, что вполне могло быть твоей последней волей, мы предаём твои останки водам Тихого океана, который ты так любил...»
Уолтер как бы сам себе доказывает, что Донни был их другом, однако он не знает о покойнике ничего. Неудивительно, что у Теодора даже родственников не было, потому что они просто не были прописаны — здорово получается. Несмотря на всё вышеописанное есть также версия, что Донни в этой картине молчал только потому, что в прошлом фильме братьев Коэн «Фарго» — персонаж Стива Бушеми был болтуном, поэтому появляется контраст, и дальше думайте сами.
Теперь вы знаете о фильме «Большой Лебовски» немного больше и вам будет над чем поразмыслить. Но самое главное помните — будущее уже позади.
Большое спасибо что дочитали. Если вас заинтересовали такие запутанные мотивы, советую также прочитать разбор фильма "Цельнометаллическая оболочка", Стэнли Кубрика. Подписывайтесь, или не подписывайтесь — решайте сами, а ещё у меня есть основной ресурс ВКонтакте, всего доброго!
#кино #большой лебовски #братья коэн