Найти в Дзене

Кто главный герой фильма «Большой Лебовски»?

Оглавление

Вы когда-нибудь задумывались, почему этот фильм называется именно «Большой Лебовски», хотя речь в сюжете идёт о Лебовски поменьше? В этот раз не будем ругать локализаторов, несмотря на то, что уже в девяностые они «трудились» на полную катушку. Как сообщает Википедия, в основу сценария легло произведение Рэймонда Чандлера «The Big Sleep», однако пробежавшись по сюжету книги стало понятно, что общего с фильмом там ничего нет.

«Большой Лебовски», 1998 — реж. братья Коэн.
«Большой Лебовски», 1998 — реж. братья Коэн.

О самом фильме

Большой Лебовски это культовая комедия братьев Коэн, которая не сразу обрела популярность. Я не буду писать про год выхода и прочие излишки, потому что здесь не кинематографическое бюро. Мы перейдём сразу к насущным вопросам.

Чувак был создан на основе реального прототипа — Джеффа Дауды. Авторы были знакомы с эксцентричным режиссёром ещё в восьмидесятых, и этот человек действительно носил кличку «Dude» в связи с необычной фамилией Dowd. Несмотря на реальный прототип, персонаж в фильме получился самобытным, и не имеет практически ничего общего с человеком.

При первом просмотре создаётся впечатление, что перед нами просто хорошая комедия с вкраплениями чёрного юмора: история о Чуваке, у которого украли ковёр. Пересмотрев фильм девять раз и прочитав достаточно информации можно смело заявить — сюжет с кражей ковра, он как лодка, то есть на поверхности, а значит мы не замечаем деталей.

Сюжет ненастоящий?

Фильм начинается со слов Рассказчика (о котором мы также поговорим чуть позже), он погружает нас в историю, в события фильма:

— история эта произошла в начале девяностых, как раз во время нашего конфликта с Саддамом и его ирокезами

Помимо упоминаний рассказчика, в телевизорах также мелькают интервью и репортажи с полей военных действий. Абсолютно непонятно, зачем авторы создают фон из этих событий: война здесь словно салфетка поверх работающего телевизора — ненужная мишура, отвлекающая и мешающая разглядеть истинную задумку Коэнов. Никакой роли «конфликт с Саддамом» в фильме не играет, помимо формирования некоторых характеристик персонажей.

«Саддам Хуссейн» во сне Чувака.
«Саддам Хуссейн» во сне Чувака.

История про ковёр и авантюра с миллионом долларов… Вам не кажется, что эта абсурдная и захватывающая история совершенно не совпадает с образом жизни, и представлениями о ней главного героя? Кто вообще здесь главный герой?

— иногда попадается такой человек... не скажу герой, а кто такой вообще герой? Иногда попадается такой человек... я имею ввиду Чувака, такой человек, который просто создан для своего времени и места... Он занимает именно своё место.

Можно заметить, что компания из действующих лиц собралась неординарная: каждый словно отыгрывает собственную роль, следует личному сюжету и стремится «быть главным» в сцене. И это не говоря уже о самих образах. Все персонажи от Чувака и до Мод Лебовски являются шедеврализированными, и максимально уходят в крайности и клише. Они просто созданы для своего времени и места. В доказательство вышесказанному можно упомянуть ещё и то, что практически у каждого персонажа есть соответствующее музыкальное сопровождение, о чём мы поговорим ниже.

Индивидуальное музыкальное сопровождение, персонажи

Начнём мы как раз-таки с Рассказчика. Это безымянный старик: имеет стереотипную ковбойскую внешность, пьёт соответствующие напитки и кидается народными поговорками и пословицами. Несмотря на неоднозначность и малое количество экранного времени, данный персонаж обладает личным музыкальным сопровождением. Также как и все, он определённо считает себя главным героем, ведь ведает нам историю именно он сам. Фильм начинается с его рассказа, рассказа под песню «Tumbling Tumbleweed» — явно навевающей мотивы прерий, кактусов и перестрелок.

О ковбое мы не знаем абсолютно ничего, но мы знаем что в «показаниях» он путается. Рассказчик говорит «далеко на западе», хотя он сам находится на западе и не ясно, к кому именно он обращается. А главное откуда? Стоит заметить, что в самом начале нам показывают перекати-поле. Поэтому и сам ковбой, также, словно колючка перемещается с места на место, попутно затравливая классные байки в барах и ломая четвёртую стену.

Сэм Эллиот (Рассказчик) «Большой Лебовски», 1998 — реж. братья Коэн.
Сэм Эллиот (Рассказчик) «Большой Лебовски», 1998 — реж. братья Коэн.

Уолтер Собчак

Друг Чувака это очень экспрессивный и взрывоопасный ветеран Вьетнамской войны. Уолтер обладает довольно-таки противоречивыми характеристиками и убеждениями: по его словам он «сам когда-то был пацифистом», но это не помешало ему убивать вьетнамцев и откусить ухо нигилисту в конце фильма.

Своими высказываниями и агрессией он создаёт впечатление настоящего мужика, но в то же время он ухаживает за собачкой бывшей жены, пока она «отдыхает с ухажёром в Гонолулу». Аналогично Рассказчику, сцены с Уолтером сопровождаются избранными музыкальными произведениями. К примеру, во время активных действий мы можем слышать трек «Born on the Bayou», песню периода войны во Вьетнаме.

Уолтер сильно ценит и знает свои гражданские права: он может ловко цитировать отдельные статьи Конституции, чем активно занимается на протяжении всей истории. Несмотря на такие познания и «законопослушность» он может нелегально достать отрезанный палец ноги, а также применить в действие пистолет или автомат. Уолтер принял иудаизм, и соблюдает шаббат:

— Суббота, Донни, это Шаббат, еврейский день отдыха. Это значит: я не работаю, не катаюсь на машине, не вожу машину, не беру в руки деньги, не включаю микроволновку и шары тоже не катаю

Создаётся некий резонанс, не правда ли?

Джон Гудман (Уолтер) «Большой Лебовски», 1998 — реж. братья Коэн.
Джон Гудман (Уолтер) «Большой Лебовски», 1998 — реж. братья Коэн.

Чувак

Образ жизни Джеффри Лебовски порождает огромную кучу вопросов, ответы на которые, из фильма получить довольно-таки трудно. От рассказчика мы узнаём только то, что Чувак лентяй, но перемещаясь по сюжету мы выясняем более интересные детали.

Помимо оригинального музыкального фона, нам также демонстрируют сны Чувака. Видения у Джеффри мелодичные и представляют из себя эдакий клип под произведения «The Man in Me» Боба Дилана и «Just Dropped In» Кенни Роджерса.

-5

Джеффри не женат, и скорее всего никогда не был. Во время учёбы проводил большинство времени в подсобных зданиях: играл в боулинг в учебном центре Национальной гвардии. По его словам, учение впрок не пошло и он пристрастился к лёгким наркотикам. Джеффри является безработным. Также, по его рассказам мы можем узнать, что он был одним из авторов Порт-Гуронской военной декларации, а также состоял в «сиэтловской семёрке». Помимо прочего он упоминает, что грузил аппаратуру для Металлики, и что «все они оболтусы».

Напрашивается вопрос — на какие деньги живёт Лебовски? В фильме эта информация умалчивается, но в вырезанных частях сценария упоминается, что по национальности Джеффри — венгр, и живёт на отчисления создателя кубика Рубика, так как является его наследником. Информация мягко говоря сумасшедшая, не находите?

Джефф Бриджес (Чувак) «Большой Лебовски», 1998 — реж. братья Коэн
Джефф Бриджес (Чувак) «Большой Лебовски», 1998 — реж. братья Коэн

Все персонажи имеют повышенный уровень «чудинки» и обладают личным музыкальным сопровождением — даже детектив Да Фино всегда появляется с инструментальным джазовым аккомпанементом. Каждый характер данной картины является «главным героем» и отыгрывает свою роль: Уолтер играет агрессивного военного, Банни исполняет роль актрисы фильмов для взрослых, нигилисты говорят на немецком и слушают техно, а Большой Лебовски просто «корчит из себя крутого миллионера». А кто такой Донни?

«Донни» Теодор Дональд Керабатсос

Донни выделяется из всех персонажей картины. В отличии от проживающих свой сюжет Уолтера и Чувака, Донни является самым обычным человеком в картине. Теодор единственный, кто полноценно играет в боулинг и в сценах это видно, опять-таки в отличии от Джеффри и Уолта.

Странная особенность заключается в том, что каждое его появление сопровождается необычной одеждой. Зачастую это форменные рубашки с вышитыми именами «Рэй», «Джерри», «Остин» и другими. Исходя из этого можно построить несколько теорий:
— Донни действительно является персонажем вне сюжета и не имеет настоящего имени, по сути являясь лишним действующим лицом. Именно поэтому Уолтер постоянно его затыкает, а Донни в свою очередь не может вникнуть в диалог друзей.
— Донни просто напросто бедный, в связи с этим закупается в секонд-хендах — именно поэтому нашивки на его одежде несут в себе разные имена.

Стив Бушеми (Донни) «Большой Лебовски», 1998 — реж. братья Коэн
Стив Бушеми (Донни) «Большой Лебовски», 1998 — реж. братья Коэн

Донни просто мешает Уолтеру следовать основной сюжетной линии: его вопросы в стиле «а что происходит» являются лишними, и нарушают атмосферу кино и «театра» Уолтера и Чувака, потому что на самом деле они находятся в фильме внутри фильма, о как!

И умирает Донни, не от того что его подстрелили в схватке, а как простой человек — от сердечного приступа. Можно заметить, что с самого первого появления оружия в руках Уолтера — Донни становится не хорошо, он боится ситуации.

«Друзья» ничего не знали о Теодоре, потому что он не был их другом по внутреннему сюжету, сюжету самих персонажей. Когда Уолтер развеивает прах, он также «придумывает», что помимо игры в боулинг Донни любил сёрфинг.

— «Донни был хорошим игроком в боулинг и хорошим человеком. Он был нашим другом, он любил свежий воздух и боулинг. На доске для сёрфинга он исплавал всё побережье южной Калифорнии, от Ла-Хольи до Лео Карилло и даже до Пизмо. Его не стало. Не стало слишком рано, как и многих других молодых парней в его поколении. Господь, в мудрости своей прими его. Как принял многих молодых парней в расцвете сил в Кесане, Ландоке и на высоте 364. Эти парни отдали жизни как и Донни, Донни, который так любил боулинг. ... Согласно тому, что вполне могло быть твоей последней волей, мы предаём твои останки водам Тихого океана, который ты так любил...»

Донни «не вписывается» в диалоги друзей
Донни «не вписывается» в диалоги друзей

Уолтер как бы сам себе доказывает, что Донни был их другом, однако он не знает о покойнике ничего. Неудивительно, что у Теодора даже родственников не было, потому что они просто не были прописаны — здорово получается. Несмотря на всё вышеописанное есть также версия, что Донни в этой картине молчал только потому, что в прошлом фильме братьев Коэн «Фарго» — персонаж Стива Бушеми был болтуном, поэтому появляется контраст, и дальше думайте сами.

Теперь вы знаете о фильме «Большой Лебовски» немного больше и вам будет над чем поразмыслить. Но самое главное помните — будущее уже позади.

-9

Большое спасибо что дочитали. Если вас заинтересовали такие запутанные мотивы, советую также прочитать разбор фильма "Цельнометаллическая оболочка", Стэнли Кубрика. Подписывайтесь, или не подписывайтесь — решайте сами, а ещё у меня есть основной ресурс ВКонтакте, всего доброго!

#кино #большой лебовски #братья коэн