Вы знаете, как выглядит психолог вашего ребенка? Часто ли дети к нему обращаются? Разбираем, как на практике работают психологи-педагоги в Татарстане.
Вспоминая свои школьные годы, я могу воспроизвести в памяти что угодно: вкус пятнадцатирублевой пиццы из столовой, единственный костюм физрука, красноречивую надпись на парте, парадную блузку химички… А вот как выглядел школьный психолог – не помню. Более того, не знаю. В моей школе, как и большинстве, он вроде как был, но никто никогда его не видел.
500 детей на одного психолога
Психолог Олег Староверов поясняет, что у психологов, которые работают в школе, немного другое направление деятельности. Они являются педагогами-психологами и заканчивают педагогический университет, а не медицинский.
Минобрнауки Татарстана заявляет, что наличие психолога – обязательное требование для всех школьных учреждений, это штатная единица. Номинально в его обязанности входит сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, определение факторов, препятствующих развитию личности, оказание психокоррекционного, реабилитационного, консультативного вида помощи и далее по очень длинному списку. По данным республиканского ведомства, не все школы Татарстана имеют педагога-психолога в связи с большой нагрузкой (500 детей на 1 психолога) и маленьким окладом.
- Основную часть своего рабочего времени школьный психолог посвящает различного рода диагностикам. Например, он может выяснить, успешно ли у первоклассников проходит процесс адаптации к школе. Данные о конкретных учениках не могут быть разглашены, а с неадаптированными детьми психолог должен работать лично и конфиденциально, чтобы справиться с проблемой. Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Часто именно благодаря тестированиям и исследованиям психолог выявляет проблемы как во всем классе, так и у конкретных учеников, которые пока еще незаметны со стороны, но которые могут перерасти в катастрофу. В этом случае школьный психолог должен проводить коррекционные занятия, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными, - объясняют в Минобрнауки.
В 2019 году в министерстве молодежи Татарстана был сформирован отдел психологического сопровождения – ресурсный центр координации психологических служб республики «Ориентир». Что касается психологической службы системы образования, то, по данным Минмола, она является самой многочисленной по штату – 70% психологов всей системы работают в ней.
- В последнее время о педагогах-психологах сложилось впечатление как о специалистах–волшебниках, которые оперативно и кардинально способны изменить ситуацию. Это искаженное представление, которое базируется на позиции выученной беспомощности и нежелании нуждающихся в помощи самим трудиться, - заявляют в министерстве по делам молодежи.
Закрывали в туалете и отбирали еду
К нам в редакцию обратилась родительница пятиклассницы из лицея №5. Альбина Исхакова рассказала, что ее дочь уже очень долго обижают в школе. До определенного времени женщина пыталась уладить вопрос личными разговорами с ребенком, но дело закончилось тем, что женщина пришла в школу с адвокатом.
Дочь Альбины обвинили в краже денег у одноклассницы. Правда, потом выяснилось, что деньги украл другой мальчик, но машину буллинга было уже не остановить. Над девочкой издевались одноклассники, а классный руководитель никак не решал конфликт.
- Для меня как для матери в этот момент вопрос встал очень остро. Классный руководитель когда видит, что возник конфликт, просто кричит на детей – она проблему решает криком. Она пытается устранить конечный результат конфликта, а почему этот конфликт возник, человеку не важно, – рассказывает собеседница.
Женщина даже не знает, есть ли вообще в этой школе психолог, потому что она лично его ни разу не видела. Дело дошло до того, что к дочери Альбины подходили одноклассники и угрожали: если она не перейдет на домашнее обучение, издевательства продолжатся. При этом поведение тех детей, которые травили девочку, почему-то родителями не порицалось, да и у классного руководителя они были в «любимчиках».
- Дети рассказывают, что когда учительница уходит во время урока (хотя почему она вообще это делает?), дочь начинают задирать, она реагирует, а попадает в итоге все равно ей. Я пыталась достучаться через учителя, но это бесполезно. А у моего ребенка тем временем воруют принадлежности, прячут их, и она вынуждена отдавать свою еду, чтобы получить вещи обратно. Не раз было так, что ее вещи просто кидали в мусорку, а еще Алису (имя изменено. – Ред.) несколько раз закрывали в туалете и не выпускали! Я приходила в школу и даже пыталась поговорить с девочкой-зачинщицей, но не прошло и дня, как она поставила Алисе подножку, чтобы та на глазах у всех упала. Тут я уже была вынуждена из толерантной понимающей мамочки превратиться в фурию и накричать на классного руководителя, чтобы понять, собирается ли она вообще когда-нибудь принимать какие-то меры, - рассказывает Альбина.
По горячим следам мы конфликт не решаем
По регламенту министерства образования и науки, если в классе обнаруживаются «симптомы» буллинга, то психолог должен выявить жертву и зачинщиков, провести беседы со всеми, кто задействован в травле, разобраться в причинах такого отношения одноклассников друг к другу, провести групповые занятия и помочь жертве справиться с ситуацией. Еще одна важная задача школьного психолога - консультирование родителей и учителей. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец так же могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.Но это все идеальная картина. На практике же в конфликт дочери Альбины и ее одноклассников никакие психологи не вмешивались. В самом лицее KazanFirst рассказали, что психолог у них в штате есть – он работает с 9:00 до 17:00 каждый день.
- Психолог работает с ребенком только с согласия родителей. С начала года мы раздаем детям заявления о согласии на работу с психологом, чтобы родители их подписали. Но сегодня родители почему-то не всегда их подписывают, считая, что если с ребенком работает психолог, значит, с ним что-то не так. Но мы считаем, что психолог должен работать со всеми детьми, – говорит директор лицея №5 Гузель Рахматуллина.
Также руководитель отметила, что педагоги не решают конфликт по горячим следам – они начинают наблюдать за детьми, чтобы решать проблему постепенно. Привлечь к конкретному конфликту психолога они якобы еще не успели, так как Алиса заболела и перестала ходить в школу. Вот только, по словам Альбины, ни о каких горячих следах тут речи не идет, ведь травля началась уже больше года назад.
- У нас в менталитете нет самой культуры обращения к психологу. Если в Европе люди спокойно имеют частных психологов, то в России такой системы нет. Но иногда, может, нужно внутрь себя посмотреть – может, в себе есть причина? – рассуждает директор. - Больше родителям надо работать с психологами, а не детям. Дети сегодня поссорились, а завтра забыли – конфликт больше раздувает сама мама.
По словам Рахматуллиной, в любом классе всегда бывают конфликты. Однако больше проблем возникает не в классном коллективе, а в семьях – эти проблемы дети приносят в школу и пытаются разрешить.
- Я не могу сказать, что к школьному психологу очередь выстраивается, но дверь всегда открыта. Тот, кто не боится, приходит. Мы все время напоминаем, что есть даже телефон доверия, куда можно обратиться. Сколько бы мы ни вещали про любовь, уважение, мораль и нравственность, мы против Тик-Тока, где показывают, как смешно издеваться над бабушкой с деменцией, ничего сделать не можем. Я считаю, что должны быть отдельные центры психологической поддержки на государственной основе, чтобы туда отправлять родителей с детьми. Сейчас у нас такой центр в Казани есть, но он один. В школах психологи все-таки социальные, а тренинговую работу могут проводить только профессиональные психологи, – говорит директор лицея.
Исходя из ее практики, люди негативно относятся к направлению к психологу – думают, что это означает, что у них не все в порядке. А на самом деле специалист просто подсказывает, как можно посмотреть на проблему под другим углом. Если объективно во взаимоотношениях с ребенком есть проблемы, то психолог может дать рекомендации, объяснит, что нужно делать.
Вставать на сторону одного ребенка нельзя
Директор гимназии №179 Эльвира Наумова рассказывает, как обстоят дела с психологами у нее в школе. Во-первых, в гимназии два штатных психолога. Во-вторых, у каждого из них есть свой формат и план работы, куда входят не только частные обращения детей, педагогов или родителей, но и комплексная работа – начиная с элементарной адаптации детей и заканчивая психологическими тренингами. По словам Наумовой, сложно сказать, кто обращается за помощью чаще: младшеклассники или старшеклассники. Ребенок чаще всего не осознает, что ему нужно вот сейчас в эту минуту побежать к психологу.
- Наличие психолога в школе как штатной единицы является острой необходимостью. То количество детей, которое приходится на ставку одного психолога, слишком большое – с учетом того, что дети сейчас уходят от нас в «виртуальные миры» и на налаживание коммуникации с ребенком уходит больше времени. Детская душа очень тонкая – для одного ребенка даже тот факт, что он, например, не справился с заданием у доски и получил замечание, уже будет являться ударом. У другого ребенка совершенно иная нервная система и душевное состояние – он на неудачу в школе не обратит внимания, а на что-то другое обратит, – рассуждает Наумова.
Директор гимназии настаивает, что важнее всего профилактика и раннее выявление конфликта. Чем быстрее педагог узнает о конфликте, тем легче будет наладить ситуацию. Начинать разбор проблемы нужно с детей, если они могут осознанно аргументировать свои поступки и действия. А потом уже подключать родителей или педагогов допобразования. Воспитательная служба должна быть сильной, один психолог в поле не воин и не сможет справиться со всеми проблемами - важен именно системный подход.
- Если уж допустили случай буллинга, то все должны сработать как один во благо ребенка и обеспечения его личностного становления. Чтобы у него потом не было заниженной самооценки, травм. Это большая работа, которая не всегда получается. У медали всегда две стороны, и вставать на сторону одного ребенка нельзя – все конфликтующие стороны должны быть выслушаны, – подытоживает Наумова.
А ваши близкие когда-нибудь сталкивались с буллингом? Как вы считаете, школьный психолог способен решить реальную проблему или его наличие в учреждении номинально? Делитесь мнением в комментариях.