Целью этой статьи я поставил вспомнить вместе с читателями ещё одно особенное явление телевидения 90-х - социальную рекламу, направленную не на продвижение какого-то товара, марки или лейбла, а на пробуждение каких-то важных человеческих чувств, напоминание о проблемах, выходящих за рамки повседневной рутины: общение с родителями, забота о здоровье, расстановка жизненных приоритетов и прочие вечно актуальные повестки.
Большая любовь к такому славному и прекрасным периодам в жизни почти каждого человека, как детство, юность, молодость, расцвет сил, к ностальгическим приливам и свойственной им теплоте заставляют меня вкапываться в благодатную почву 90-х годов всё глубже и глубже, основательнее и основательнее. При этом вера в то, что это может быть интересно ещё многим людям, только крепчает, оттого сегодня предлагаю вспомнить ещё одну особенную "фишку" 90-х - социальную рекламу, направленную не на продвижение какого-то товара, марки или лейбла, а на пробуждение каких-то важных человеческих чувств, напоминание о проблемах, выходящих за рамки повседневной рутины: общение с родителями, забота о здоровье, расстановка жизненных приоритетов и прочие вечно актуальные повестки, о которых мы порой забываем.
Не пугайтесь вступления подобного ранее выпущенным статьям на эту тему - содержание будет другим=) В этом обзоре будут ролики второго сезона, снятые в 96-м году. Не все - первые 5 серий. Комментарии с обсуждением Ваших эмоций по просмотру этих видео тогда или сейчас приветствуются, лайки тоже! Приступим-с! Приятных воспоминаний!
"Русский проект" - серия рекламных роликов.
Это проект, продюсером которого был Константин Эрнст, режиссёром - Денис Евстигнеев, а сценаристом - Пётр Луцик. Целю этого проекта, как я уже писал выше, являлось привлечение внимания к актуальным проблемам, таким как алкоголизм, отношения внутри семьи, внутри страны (в т.ч. между разными поколениями), вере в себя, угнетающего безденежья... Но были и патриотичные видеосюжеты, нацеленные на вызов чувства гордости, или позитивные, чтобы оставить радостный осадок. В серию входили относительно короткие, зачастую трогательные видеоролики длиной от 1 минуты до 3-х и транслировавшиеся во время рекламных пауз с 1995-го по 1997-й годы по каналу ОРТ (ныне Первый канал).
В съёмках в этих короткометражках приглашались известные и заслуженные русские актёры, и их количество очень внушительно! Алексей Булдаков, Галина Волчек, Анастасия Вертинская, Валерий Гаркалин, Наталья Хорохорина, Зиновий Гердт, Нонна Гришаева, Владимир Гостюхин, Лев Дуров, Олег Ефремов, Александр Збруев, Вахтанг Кикабидзе, Леонид Куравлёв, Римма Маркова, Никита Михалков, Надежда Михалкова, Нонна Мордюкова, Владимир Машков, Кристина Орбакайте и Никита Пресняков, и много других замечательных актёров! Согласитесь, что очень приличный актёрский состав?! Ну, а теперь к собственно роликам.
Всё у нас получится-2.
Уже знакомые нам по первому сезону лица Евгения Сидихина и Николая Олялина, а теперь ещё и в компании Алексея Булдакова в образе комбайнёров или ещё каких сельскохозяйственных сотрудников предстали перед нами уже в условиях снежной зимы. Мужики, сделав всю работу и перепробовав все возможные там развлечения, томно сидят в ожидании чего-то или кого-то... И дождались появления пяти современных снегоходов, чему немало обрадовались и погнали на ГАЗоне по снежным буеракам пируэты выполнять вслед за "оленями северными". Азарт и радость, с которыми они это делают, вызывают желание к ним присоединиться) Но после прыжка грузовика за холм, автомобиль застрял в сугробе, и герой Булдакова вышел звать наездников снегоходов на помощь. А затем появляется надпись "Всё у нас получится", которую мы уже видели ранее.
Что именно получится? Наверное, всё, что мы хотим сделать, если будем приходить друг другу на выручку и не перестанем уметь радоваться жизни!
Дома лучше.
После падения космического Пепелаца где-то в снежной степи Казахстана неподалёку от юрты, хозяин жилища сего идёт с ружьём на разведку к загадочному объекту, распыляя словесные шайтаны по воздуху. И видит в нём через иллюминатор хорошо знакомых нам космонавтов - Машкова и Михалкова. А далее уже в юрте под песню "Самара-городок" (особая связь с Самарой у этих спейсменов) гости кушают очень аппетитный плов, отвечают на вопросы хозяев, радушно принявших их. "На Луне были?" - "Не...не были". Такое путешествие глава казахского семейства сравнил со своим неудачным путешествием в райцентр, после чего заключил, что дома лучше. И на вопрос необычным гостям разделяют ли они они такое мнение, космонавты ответили однозначно: "Дома всегда лучше!"
И посыл предельно ясен: где бы и как хорошо ни было - лучше всегда в родных краях, дома.
Продолжение следует.
В больнице около окна сидят на подоконнике четыре деда (Олег Ефремов, Олег Табаков, Лев Дуров и Вахтанг Кикабидзе). Только в детстве я думал, что это психиатрическая лечебница - не знаю почему... И рассуждает "старая гвардия" о том как и какую надо пить водку: кто-то, смакуя, представляет себе этот процесс, а кто-то (персонаж Ефремова), разрываясь между любовью и ненавистью к этой привычке говорит:
«Пить надо всё. Но главное - утро... Ты умираешь!.. на неё смотреть не можешь! Но надо взять — и выпить. И опять ты дышишь! Ты — живёшь!»
При этом персонаж Кикабидзе смотрит на пенсионера, толкавшего эту речь, будто бы со скепсисом и даже некоторым презрением, при этом неоднократно крестясь...
И это похоже на настоящий эпизод из жизни в стране, где люди отчаиваются перед накопившимися проблемами, на решение которых не находят в себе сил, а закрыть на всё глаза, и даже залить их алкоголем находят единственным верным путём, находя в процессе этом романтизм. И дело не только в том, что люди слабы перед привычкой, осознавая её власть над собой или же находя её чем-то прекрасным, а в том, что это происходит с подлого благословения власть имущих, которым выгодно такое положение дел (хоть это и не показано в ролике и по сути является лирическим отступлением). Без видеоролика-продолжения этого ролика мораль размыта и может показаться даже пропагандой алкоголизма.
Время собирать камни.
Под эпичную музыку перед нами предстают всё те же герои больничной палаты. На сей раз они рассуждают о пиве - как и где его пить наиболее атмосферно что ли) И тут казавшийся мне человеком сильной воли персонаж Кикабидзе вспыхивает в раздражении, чувствуя себя оскорблённым тем, что его мнением никто не интересуется. Он начинает красочно объяснять насколько прекрасно вино, переходя в тему прочих удовольствий, среди которых называются и женщины - на этом моменте входит медсестра (Галина Волчек) и приглашает "мальчиков из третьей урологии" на сдачу анализов. И они идут по коридору под пугающую торжественность звучания "Полёта валькирий". После этого мы видим надпись "Время собирать камни..." - вот тут-то и мораль и выходит на поверхность.
С ироничным юмором показаны последствия такой любви к особого рода напиткам, которую организм далеко не у всех в силах простить.
Мама, не плачь.
Думал писать ли это, обнажая душу перед тысячами людей, и думаю, что это будет самым ярким описанием, заменить которого я не смогу никакими другими словами. При просмотре этого ролика я, человек уже взрослый, не смог сдержать слёз. При том, что не сентиментальный мужчина в общем-то и не имею склонности к подобным проявлениям эмоций. Даже не хочется что-то добавлять - просто посмотрите. Совершенно не претендую на то, что кто-то должен испытать что-то подобное, но для меня собственная реакция - показатель силы этого ролика.
Не ожидал, что статья закончится вот так, на такой ноте, но и по плану было всего 5 реклам, и эмоционально самое время поставить точку. Или даже многоточие, поскольку будет ещё одна статья, которая завершит моё повествование о социальной рекламе "Русского проекта". Комментарии и мнения, как всегда приветствуются. На сим откланяюсь, традиционно рекомендуя подписаться на канал и реагировать на статью тем образом, которым сочтёте нужным. Читайте также: