Строго говоря, понимаю теперь, что среди всех добродетелей самая наивысшая - это разум (рассуждение). Не в обиду теще - ей уже 85 лет. Помнит, когда было так хорошо, что трава была зеленее, чем сейчас, солнце слаще и - о Боже! - и такое было: ЛЮДИ БЫЛИ ДОБРЕЕ. Было такое - не от брюзжания некоторые наши старики об этом с ностальгией поминают. Вроде бы и болезни всякие были, и продукты на прилавке не в таком изобилии, но на "выпить и закусить" хватало самому скромному работнику.
Вспоминаю рассказик Аверченко, где герой делал революцию, чтобы жилось лучше, а потом с горечью вспоминал: "Вот раньше при царе пашешь-пашешь, получаешь копейки, придешь домой с выручкой, купишь две бутылки водки, пять кусков мяса, три селедки и не знаешь, как растянуть. А теперь? Революцию сделали. Придешь домой с работы. Пашешь-пашешь, а на зарплату только и купишь, что полхлеба, четверку водки и хвост селедки. Как жить?"
Я это к чему? За последние годы реформа на реформе, обещания за обещаниями, а лучше жить не стали. Нервознее, тревожнее - да. Ощущение надвигающего апокалипсиса не покидает. Не всех. Кто читал Евангелие, тот помнит, что много еще симптомов явных должно прийти в мир.
А моя теща дрогнула (дай ей Бог здоровья и разума). И начала готовиться к концу света. Скупает в магазине соль, приносит из церкви святую воду и все в погреб. Говорит, скоро начнется. Жалко мне ее, но поделать ничего не могу. И как объяснить, что сам Христос ответил на вопрос учеников, когда ждать конца мира: "Никто не ведает сроков. Только Отец Небесный".
Вот и думаю я теперь, что из всех добродетелей в наши дни самая главная - это дар рассуждения. Без него все прочие могут быть извращены. Молитва без разума - лоб расшибленный и "прелесть" в очах. Смирение без разума - человекоугодие. Грех то есть. Любовь без разума - бегите прочь.
Вспомнил известную притчу о добродетелях.
Пришли некогда старцы к Великому Антонию, чтобы узнать, какая добродетель совершеннее. Каждый сказал, что казалось ему правильным. При чем одни похвалили пост, другие молитву и послушание, третьи отречение от мира.
А преподобный Антоний сказал:
– Все добродетели, о которых вы поминали, очень спасительны и крайне нужны. Но мы видели, что многие измучили тела чрезмерным постом, презирали мирские удобства, до того, что не оставляли себе столько, сколько нужно на один день, но все, что имели раздавали бедным, и однако ж бывало, что после всего этого они склонялись на зло и падали, и лишившись плода всех оных добродетелей, делались достойными осуждения. Причина этому не другая какая, как то, что они не имели добродетели рассуждения и благоразумия, и не могли пользоваться ее пособием. Ибо она-то и есть та добродетель, которая учит и настраивает человека идти прямым путем, не уклоняясь на распутья.
И чем, думаю, сильнее тревога и ощущение приближающего конца, тем востребованнее должна быть ДОБРОДЕТЕЛЬ РАЗУМА. А вы как думаете?