Благодаря запланированному устареванию, производители заставляют покупателя постоянно совершать новые покупки. Достигается это путём создания товара, срок эксплуатации которого намного меньше возможного. Когда товар ломается или выходит из моды, покупатель вынужден приобретать новый товар.
Возможно как прямое ограничение срока службы, так и различные непрямые методы, которые состоят в прекращении поддержки если говорить о программном обеспечении или выведении из моды - если о товарах. Устаревание называется запланированным, поскольку ещё на стадии разработки продукта определяется жизненный цикл товара. И речь здесь идёт как о технической эксплуатации, так и о периоде времени в течение которого товар будет в тренде.
Идея самой стратегии заключается в повышении объёма продаж за счёт уменьшения времени между покупками. Кроме того, запланировано меньший срок службы товаров позволяет сокращать издержки за счёт приобретения или производства более дешёвых и соответственно более низкого качества, комплектующих.
Существует точка зрения, согласно которой запланированного устаревания не существует, а существует исключительно желание фирм сделать товар более дешёвым и соответственно более доступным.
В противовес специалисты указывают на современную модель экономики, которую можно охарактеризовать как «экономика роста». Её суть состоит в том, что для нормального функционирования, ей необходимо постоянно расти, а это возможно только в том случае, если спрос на производимые товары и услуги будет постоянно увеличиваться. Для такой экономики производство товара «на века» является самоубийством.
Ещё одним из примеров и весомым аргументом в спорах о том, действительно ли применяется стратегия «запланированного устаревания» производителями, является развитие рынка ламп, который доказывает, что данная стратегия уже успешно применялась с начала XX века.
Срок службы первой электрической лампы накаливания, созданной в 1880 году, составлял 1,5 тыс. часов. Впоследствии благодаря вносимым усовершенствованиям, он увеличился до 2,5 тыс.
Однако такая долговечность была не выгодна производителям и крупнейшие компании, владевшие 95% мирового производства лампочек, договорились о сокращении продолжительности их работы до 1 тыс. часов. Благодаря сокращённому сроку службы и снижению себестоимости они значительно увеличили прибыль и обеспечили стабильный спрос на свой товар.
Наиболее ярким примером сегодняшнего дня являются смартфоны. Практически каждый год производители выпускают новые «улучшенные» модели, которые практически ничем не отличаются от предыдущих версий, кроме нового дизайна. Средний срок службы мобильного телефона на сегодняшний день составляет 2 года. Запланированное устаревание применяется практически во всех отраслях производства и примеров существует огромное множество – от аккумуляторов до принтеров, от бытовых приборов – до автомобилей.
Единственно действительно спорным вопросом в данной области является вопрос о том, влияет ли положительно запланированное устаревание на прогресс. Сторонники стратегии утверждают, что именно благодаря ей возможно в кратчайшие сроки вводить различные улучшения.
Сомневающиеся указывают, что на сегодняшний день под контролем ТНК находится 80% патентов на изобретения. Таким образом, они могут непосредственно влиять на скорость введения инноваций в массовое производство, а также принимать решения о том использовать ли их или нет.
Больше интересной информации - на канале РАССВЕТ. Для того чтобы не пропустить новые публикации, подписывайтесь на канал.