Все статьи раздела == История и традиции ==
В связи с разговорами о необходимости развития арктических территорий в нашей стране всё больше просыпается интерес к истории, культуре и традициям народов, исконно проживающих на этих самых территориях.
В том числе к их быту, ну или там традиционной одежде. Думаю, что в нашем случае для большинства аудитории интерес бы представляла одежда северных народов, связанная с хозяйственной и охотничье-промысловой деятельностью. Но, учитывая специфику издания, говорить об одежде мы не будем, а коснёмся лишь одного обязательного аксессуара, который обеспечивает наличие в составе костюма традиционного ножа. Словом, речь пойдёт о ножнах. Сразу оговорюсь, что все рассматриваемые ниже примеры в основном будут относиться к традициям тех народов, что исконно проживают на территориях Полярного Урала и Западной Сибири: ненцев, коми-ижемцев, хантов и манси.
Итак, начнём с общих признаков. Традиционно ножны, используемые на Крайнем Севере, всегда обладают определённым набором качеств, необходимых для их долговечности и сохранности в них ножа. Основные среди них таковы.
- Преобладание глубокой посадки ножа в ножнах, практически по самое навершие рукояти, которое иногда традиционно делалось в форме симметричного грибка-шляпки. Это предотвращало или, по крайней мере, минимизировало возможность выпадения ножа из ножен и его потерю. Тот, кто ронял нож зимой в глубокий снег, думаю, понимает, о чём идёт речь.
- В основе конструкции ножен всегда имеется прочный деревянный, берестяной либо роговой футляр, защищающий клинок от любых возможных повреждений и прочих нежелательных воздействий. Да, именно футляр, потому что привычное слово «вкладыш» не отражает всей основательности данного элемента конструкции.
- На теле ножны располагаются на поясном ремне на боку, реже – как правило, в лёгкой летней одежде – спереди, на манер русских и коми. При этом ножны на поясе всегда размещаются в наклонном положении, устьем назад, так, чтобы они не мешали во время ходьбы или бега. Нож внутри футляра размещается рукоятью назад, лезвием вверх.
- Если владельцу необходимо было иметь при себе два ножа, как, например, на поясах оленеводов – обычный рабочий и специализированный нож с узким клинком (коми – чукри), – то в этом случае ножны размещались с правой и с левой сторон (см. материал «Чукри: скромный работник, неприметный убийца» в № 09-2018).
О происхождении некоторых типов ножен, о которых пойдёт речь ниже, говорить сложно. Уверенно можно сказать лишь то, что традиции их изготовления бытуют уже более 200 лет. При этом одни из них появились на северных территориях в период на рубеже XVIII–начала XIX вв., другие были известны намного раньше.
Возможно, самыми древними из всех существующих типов ножен коренных народов Северного Приуралья и Западной Сибири, не претерпевшими изменений за последние несколько столетий, являются традиционные ножны из берёсты. Берёста – прекрасный, прочный и долговечный материал, а изготовленные из неё изделия при условии грамотной обработки способны служить по назначению долгие годы. Берестяные ножны, представляющие собой футляр из согнутого пополам пакета в 2–3 слоя берёсты, прошитого по краю и украшенного выскобленным орнаментом, известны археологам ещё из древних угорских памятников начала II тыс. н. э.
Практически эти же самые орнаментированные ножны можно было встретить на рубеже XIX – нач. XX вв. у хантов и манси. Берестяные ножны коми-ижемцев – самой северной группы коми – отличались от хантыйских, по сути, только отсутствием орнамента. Согласно описаниям, при изготовлении таких ножен полость для ножа формовалась особым образом, обеспечивая плотную посадку клинка и рукоятки без риска потерять нож. Ножны такого типа имели обычно одно отверстие для подвешивания к поясу в верхней части ножен либо два – в верхней и нижней частях.
Более совершенный вариант представляли собой берестяные ножны, дополнительно обклеенные поверху оленьим камусом (наиболее устойчивым к истиранию мехом с ноги животного). Благодаря наличию сразу трёх слоёв – дерева, клея и камуса – материал конечного изделия представлял собой подобие композита, что делало такие ножны лёгкими и более прочными.
Одним из наиболее оригинальных и часто встречающихся вариантов ножен не только в Северном Приуралье, но и в Западной и частью Восточной Сибири, являются ножны-футляр из единой заготовки. Технология их производства весьма замысловата. Сначала вырезалась болванка, приблизительно соответствовавшая форме будущих ножен.
================================================
Если вам нравится статья - подпишитесь на наш канал
================================================
Затем в торцевой части, соответствующей устью, высверливалось отверстие, которое расширялось специальным узким столярным ножом под размеры рукояти. В боковой части заготовки, со стороны проекции расположения в ножнах обуха клинка, узкой стамеской либо тем же столярным ножом выдалбливалась и вырезалась узкая глубокая полость под клинок. Когда внутренняя полость для вкладывания ножа была готова, в заготовке, в зависимости от конструкции подвеса, высверливались от одного до трёх поперечных отверстий для ремешков, при помощи которых ножны подвешивались непосредственно к поясу.
После заготовку окончательно остругивали, шлифовали и полировали, придавая законченный вид. Для изготовления деревянного футляра обычно использовалась древесина кедра либо берёзы. Но иногда попадаются необычные варианты ножен данной конструкции, изготовленные из единого куска оленьего и даже лосиного рога. Работа над такими ножнами была, несомненно, более трудоёмкой, однако наградой за труды становились повышенная прочность и декоративные свойства материала. Цельнодеревянные (либо цельнороговые) ножны-футляр могли иметь различную форму, от практически прямоугольной в сечении до формы эллипса. Сверху деревянный футляр иногда дополнительно обклеивался либо обшивался тонкой кожей, что, впрочем, делалось не всегда.
Если ножны изначально планировалось обтянуть кожей, то деревянный футляр-вкладыш мог быть изготовлен по более привычной всем технологии из двух деревянных половинок, в которых предварительно вырезалась соответствующая полость под клинок и рукоять. После того как готовые половинки склеивались в единую конструкцию и, как и в предыдущем варианте, просверливалось необходимое количество отверстий для подвеса, готовый футляр-вкладыш обтягивался кожей.
Если необходимо было изготовить ножны для длинного ножа с длиной клинка более 20 см, то такие ножны также изготавливали из двух половинок. Стенки ножен при этом делали несколько толще. Подобные ножны не обтягивали кожей. Вместо этого половинки стягивали в нескольких местах тонкими кожаными ремешками либо даже полосками из тонкого листового металла. Такие ножны для больших ножей мною уже как-то упоминались в рассказе о бытовавших в регионе больших ножах-палашах угров и самодийцев. (см. статью «Зэв кузь пурт, „очень длинный нож“» в № 06-2018).
Когда заходит речь о ножах тундры, у многих перед глазами всплывает образ суровых жителей полярных широт, подпоясанных красивыми широкими кожаными поясами с привешенными к ним ножнами. Причём не простыми, а на трёх подвесах из длинных латунных цепочек, отделанными экстравагантным металлическим прибором и способными конкурировать в парадном строю с какими-нибудь саблями или кортиками.
Распространение этого типа «парадных» ножен среди различных народов Севера в преданиях нередко связывают с торговой и производственной деятельностью коми-зырян. Такие ножны всегда являлись частью декорированных широких кожаных поясов (тасма), снабжённых бронзовыми или латунными пряжками и украшенных декоративными поясными накладками из бронзы либо круглыми пуговицами (см. статью «Тасма» в № 11-2018). В основе ножен такой конструкции лежит уже описанный выше вариант – деревянный футляр, обклеенный кожей, который по всей длине дополнительно декорировался металлическим прибором.
Прибор состоял из поперечных накладок в виде узких латунных полосок, концы которых припаивались на одной стороне ножен между двух продольных накладок из того же материала. В продольных накладках имелись 3 сквозных отверстия для колец, служивших основаниями для подвесов из латунных цепочек. История появления ножен столь необычной конструкции, как и «парадного» подвеса с тремя точками крепления, весьма загадочна. Впервые такие ножны появляются вместе с поясами-тасмами на Севере приблизительно в конце XVIII века. Не исключено, что основой их «дизайна» послужили какие-то более древние образцы, о которых на сегодняшний день у археологов пока нет достоверных данных.
«Парадные» «металлические» тасмы с ножнами можно было встретить не только у коми-ижемцев, хантов, манси, ненцев, но также у саамов и норвежцев на западе и у представителей других народов, традиционно занимавшихся оленеводством, едва ли не в самых отдалённых уголках Восточной Сибири на востоке.
Напоследок хотелось бы рассказать о, пожалуй, наиболее экзотической модели ножен, изготовленных из цельного куска оленьего рога. Один из вариантов таких ножен в своё время был описан в инвентарных книгах этнографического отдела Государственного Западно-Сибирского музея (будущего Омского государственного объединённого исторического и литературного музея), где прилагался и рисунок сохранившегося фрагмента (нож и верхняя кожаная часть ножен, к сожалению, были утрачены): «Верхняя часть ножен была сделана в виде плоской кожаной трубки.
Она была сшита из 2 слоёв кожи. Верхний конец трубки имел петлю для прикрепления предмета к поясу. Нижний конец надевался на олений рог. Сохранившаяся нижняя часть ножен представляет собой рог молодого оленя с пятью отростками. Верхний конец рога прямо обрезан, вокруг него срезан внешний слой и вырезаны по бокам два небольших выступа, предназначенных для закрепления кожаной трубки. Поверхность рога обработана лишь на одной стороне. Здесь она зачищена и покрыта рисунками, выполненными гравировкой тонкими линиями».
Согласно имеющейся на ножнах датировке, предположительно они могли быть изготовлены в 1900 году. Данный предмет был приобретён на севере Тобольской губернии в хозяйстве хантов. Можно предположить, что столь необычные орнаментированные ножны, вероятно, предназначались для ножа, использовавшегося в культовых целях, и, скорее всего, встречались не только у хантов, но и у других представителей коренного угро-самодийского населения Зауралья.
Хотя время и прогресс берут своё, тем не менее старые традиции уже не уходят вместе со стариками, а переживают в наши дни бурный расцвет благодаря интересу молодёжи и народных мастеров к этнической истории своего народа. Старинные тундровые ножны, ножи и тасмы вновь изготавливаются современными умельцами по старым образцам. Вновь на праздниках оленеводов можно встретить сверкающие на солнце тасмы и ножны в металлическом приборе на «сабельном» подвесе из трёх цепочек, когда-то невероятно дорогие, являвшиеся признаком престижа и богатства владельца, а теперь олицетворяющие его связь с прошлым своего народа.
АВТОР СТАТЬИ: ИГОРЬ АНДРИЯНОВ
Оригинал статьи на сайте Huntportal.ru
Если вам понравилась статья - подпишитесь на канал
Больше материалов об охоте и оружии есть на нашем сайте huntportal.ru
Следить за новыми публикациями можно в Facebook, ВКонтакте, Одноклассниках и Twitter