Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Этот МТБ-82Д проехал 1,5 млн км по Ленинграду, а потом 40 лет стоял на берегу Ладожского озера. Теперь его восстановили в идеал

Медленнее чем хотелось бы, но мы всё же движемся по экспонатам выставки «Олдтаймер Галерея», которая прошла в Санкт-Петербурге ранее в этом году.

Сегодня я завершаю обзор коллекции, привезённой СПб ГУП «Пассажиравтотранс».

В прошлой статье я рассказал про чудом сохранившийся автобус ЗиЛ-158В, которому еще только предстоит процедура комплексной реставрации:

Теперь давайте посмотрим на восстановленный в идеальное состояние троллейбус МТБ-82Д.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Напомню, что в СССР троллейбус появился в 1933 году и развивался даже во времена Великой Отечественной войны.

До войны троллейбусы в стране выпускал Ярославский автомобильный завод под обозначением ЯТБ. С началом войны он перешёл на выпуск военной продукции, но не стал возвращаться к выпуску троллейбусов после её окончания.

После войны стране требовался максимально простой и технологичный городской транспорт, поскольку в то время наблюдались не только проблемы с материалами, но и с квалифицированным персоналом.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В итоге разработку и выпуск новых троллейбусов поручили заводу № 82 Народного комиссариата авиационной промышленности в подмосковном Тушино.

Так появился троллейбус МТБ-82, цифры в индексе которого относились к номеру завода, где его разработали.

За основу взяли не пошедший в серию довоенный троллейбус ЯТБ-5, в конструкцию которого были внесены только необходимые изменения, позволившие быстрее начать серийный выпуск.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Концептуально МТБ-82 повторял другой довоенный троллейбус — ЯТБ-4. У него была несущая рама, на которую сверху устанавливался корпус с двумя узкими дверями и реостатно-контакторная система управления током через тяговый электродвигатель.

Главным новшеством нового троллейбуса был цельнометаллический корпус, который выгодно отличал МТБ-82 от довоенных моделей.

Ранние модификации (МТБ-82А) имели утюгообразную форму передней части, но впоследствии она стала более плоской с углублёнными лобовыми стеклами.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В силу специфики завода кузов стали делать из алюминиевых, а не стальных, листов.

В таком виде троллейбус, получивший индекс МТБ-82Д, выпускался с 1948 до прекращения производства в 1961 году.

В конце 1949 года завод № 82 вновь получил крупный военный заказ, поэтому не мог больше выпускать троллейбусы. А ведь необходимость в них у страны только возрастала.

Тогда было решено передать производство на Завод имени Урицкого (ЗиУ) в городе Энгельс Саратовской области. В то время он специализировался на выпуске железнодорожных вагонов, поэтому имел некоторый опыт в данной области.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Первый МТБ-82Д на ЗиУ был собран 1 мая 1951 года (любили в СССР приурочить события к национальным праздникам).

Уже к 1955 году завод выпускал 320 машин в год. Такому быстрому запуску и масштабированию поспособствовала максимально простая конструкция троллейбуса.

Но у простоты была и обратная сторона медали. Уже к середине 1950-х годов стало понятно, что МТБ-82Д имеет довольно существенное количество недостатков по сравнению с более современными моделями троллейбусов.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В первую очередь они касались комфорта пассажиров и удобства для водителя.

Первые жаловались на узкие двери, маленькие окна, отсутствие накопительной площадки в передней части кузова и узкий проход между сиденьями.

Особенно тяжело приходилось родителям с колясками, вход и выход из троллейбуса для которых был настоящей каторгой.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Водителю тоже приходилось несладко. У МТБ-82Д отсутствовал усилитель рулевого управления, поэтому сидевший за баранкой (а часто это была девушка) должен был иметь хорошую физическую подготовку, как сейчас сказали бы.

Также водитель был обязан чётко выполнять временную последовательность включения пусковых сопротивлений при разгоне.

Вот как описывает этот процесс Википедия:

«Хотя система управления имела защиту от неправильного их включения, но каждая позиция контроллера имела определённое предельное время включения. Его превышение было чревато перегревом и сгоранием пускотормозных сопротивлений. Из ходовых позиций только 8-я и 11-я дозволяли неограниченное время движения, поэтому владение педалью хода у водителя МТБ-82 должно быть отточенным до автоматизма».
Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Но тяжёлое рулевое управление и необходимость постоянно держать в голове сложную схему системы включения пусковых сопротивлений были не единственными проблемами водителя.

Непропорционально большая кабина не только отнимала полезное пространство у пассажирского салона, но и крайне слабо обогревалась в зимнее время.

В итоге в лютые холода водителям приходилось одеваться, как капуста, и смотреть на дорогу сквозь небольшую смотровую щель в замёрзшем лобовом окне.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Троллейбус МТБ-82Д вмещал 86 пассажиров, из которых 38 могли ехать сидя.

Эти цифры показывают несовершенность внутренней планировки салона. Например, появившийся в 1959 году ЗиУ-5 вмещал уже 112 человек, при этом сидячих мест было всего 35.

К преимуществам МТБ-82Д кроме простой конструкции можно причислить практически вечный алюминиевый кузов, который даже после многих лет простоя под открытым воздухом оставался в хорошем состоянии.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Точно не установлено сколько всего троллейбусов МТБ-82Д было изготовлено, но их было не менее 5000 штук.

Экземпляры, произведённые на военном заводе в Тушино, отличались лобовой эмблемой: это была пятиконечная звезда с «крылышками».

У энгельских машин звезда лишилась «крыльев» и стала больше, а поздние МТБ-82Д и вовсе получили ту же эмблему, что и ЗиУ-5.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Троллейбусы МТБ-82Д работали в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Горьком, Красноярске, Кишинёве, Баку, Куйбышеве, Харькове, Воронеже и многих других городах СССР.

Эксплуатация продолжалась даже после окончания серийного производства, а списывались машины чаще всего не из-за технического состояния (оно позволяло продолжать эксплуатацию), а из-за морального устаревания.

Практически все троллейбусы этой модели исчезли с улиц СССР к 1975 году.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Что касается этого экземпляра с номером 226, принадлежащего СПБ ГУП «ГорЭлектроТранс», то он представляет собой уникальный образец раннего МТБ-82Д и был выпущен в 1947 году.

Он проработал на улицах Ленинграда около 20 лет, намотав не менее 1,5 миллиона километров.

После того как его списали в 1967 году, он был продан на металлолом и оказался на берегу Ладожского озера.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В 2004 году его обнаружили энтузиасты-реставраторы и договорились с хозяевами участка о его передачи в музей.

За 39 лет простоя троллейбус основательно врос в землю, поэтому эвакуация оказалась непростой задачей.

Работы по восстановлению длились три года — с 2006 по 2008 годы. Первый выезд на улицы города троллейбус совершил в ноябре 2008 года.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В настоящее время увидеть живой МТБ-82Д не так-то и просто. Кроме СПб ГУП «Пассажиравтотранс» такой есть в коллекции Музея пассажирского транспорта Москвы и в Музее электротранспорта Нижнего Новгорода.

Еще один экземпляр выставлен в качестве памятника в Минске, а в Кирове такой стоит на территории троллейбусного депо №1.

А ведь на базе кузовов от МТБ-82Д делали еще и трамваи МТВ-82, но это уже совсем другая история.

Трамвайный вагон МТВ-82, по кузову унифицированный с МТБ-82Д.
Трамвайный вагон МТВ-82, по кузову унифицированный с МТБ-82Д.

А теперь давайте попробуем вспомнить, кому довелось прокатиться на МТБ-82? Может кто еще застал такие у себя в городе?