Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Самые сложные темы итогового сочинения 2021/22

То, к чему мы готовились долгих три месяца, чего мы боялись и чего ждали, свершилось: итоговое сочинение написано, результаты скоро будут объявлены. Но, как всегда, долго ещё педагоги, ученики и их родители будут обсуждать темы, доставшиеся одиннадцатиклассникам 1 декабря.

Вы не против новогодних фотографий? Елку ещё не наряжала, но руки чешутся: праздника хочется. Фото из личного архива автора
Вы не против новогодних фотографий? Елку ещё не наряжала, но руки чешутся: праздника хочется. Фото из личного архива автора

Как обычно, мнения комментирующих диаметрально противоположны: от "темы были жуткие, а точнее сказать, просто неадекватные" до "нормальные темы, мне понравились".

Поделюсь своими ощущениями. На мой взгляд, неожиданными и поэтому сложными были темы о путешествиях во времени:

106. Книга как путешествие в прошлое.

109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?

110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?

Признаться, я думала, что о "фантазийных перемещениях во времени и в пространстве" ФИПИ в комментариях к тематическим направлениям написал для красного словца, поэтому со своими учениками этот аспект не разбирала. И как раз нашему региону досталась тема 109, а московскому часовому поясу (у меня есть одиннадцатиклассники из Москвы и Воронежа) - 110.

Какие мысли возникли у меня при виде этих тем, я писала здесь:

По второму направлению: не все поняли значение слова "реакционный" в цитате А.Вознесенского, поэтому побоялись брать тему

213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

Два раза в формулировках темы звучало слово "антиутопия":

205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?

208. От чего предостерегают человечество антиутопии?

Если ученик знаком с этим жанром, то вопросы достаточно просты. Если нет - возникнут сложности с пониманием темы. По-моему, при упоминании жанра нарушается ключевой принцип составления тем - выпускник имеет право обращаться к любому литературному произведению, но составителям, как всегда, виднее. В остальном темы по второму направлению были приятны и предсказуемы.

Третье направление я в целом не слишком жалую. Самыми сложными мне показались темы

309. Когда слово становится преступлением?

310. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?» (опять же неожиданно выглядит тема-цитата, где надо ответить на вопрос героя произведения)

Четвёртое направление оказалось настоящей палочкой-выручалочкой: его выбрали даже те, кто к нему не готовился. Не было тем, связанных отдельно с музыкой, или театром, или кинематографом. Всё было достаточно обтекаемо и нейтрально, везде можно писать и о книгах. Можно предположить, что и резервные темы для пересдачи не будут привязаны к конкретному виду искусства, тогда можно обойтись домашними заготовками. Но, надеюсь, до пересдачи дело не дойдёт. Все получат зачёт, и мы будем вместе готовиться к сочинению в формате ЕГЭ и тестовой части.

Оставайтесь на канале "Люблю читать, люблю писать"

Ещё одна новогодняя фотография для создания праздничной атмосферы на канале. Фото из личного архива автора
Ещё одна новогодняя фотография для создания праздничной атмосферы на канале. Фото из личного архива автора

Кто-нибудь выбирал тему по пятому направлению? Если да - то вы герои. Для меня там сложно почти всё.