То, к чему мы готовились долгих три месяца, чего мы боялись и чего ждали, свершилось: итоговое сочинение написано, результаты скоро будут объявлены. Но, как всегда, долго ещё педагоги, ученики и их родители будут обсуждать темы, доставшиеся одиннадцатиклассникам 1 декабря.
Как обычно, мнения комментирующих диаметрально противоположны: от "темы были жуткие, а точнее сказать, просто неадекватные" до "нормальные темы, мне понравились".
Поделюсь своими ощущениями. На мой взгляд, неожиданными и поэтому сложными были темы о путешествиях во времени:
106. Книга как путешествие в прошлое.
109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
Признаться, я думала, что о "фантазийных перемещениях во времени и в пространстве" ФИПИ в комментариях к тематическим направлениям написал для красного словца, поэтому со своими учениками этот аспект не разбирала. И как раз нашему региону досталась тема 109, а московскому часовому поясу (у меня есть одиннадцатиклассники из Москвы и Воронежа) - 110.
Какие мысли возникли у меня при виде этих тем, я писала здесь:
По второму направлению: не все поняли значение слова "реакционный" в цитате А.Вознесенского, поэтому побоялись брать тему
213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
Два раза в формулировках темы звучало слово "антиутопия":
205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
208. От чего предостерегают человечество антиутопии?
Если ученик знаком с этим жанром, то вопросы достаточно просты. Если нет - возникнут сложности с пониманием темы. По-моему, при упоминании жанра нарушается ключевой принцип составления тем - выпускник имеет право обращаться к любому литературному произведению, но составителям, как всегда, виднее. В остальном темы по второму направлению были приятны и предсказуемы.
Третье направление я в целом не слишком жалую. Самыми сложными мне показались темы
309. Когда слово становится преступлением?
310. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?» (опять же неожиданно выглядит тема-цитата, где надо ответить на вопрос героя произведения)
Четвёртое направление оказалось настоящей палочкой-выручалочкой: его выбрали даже те, кто к нему не готовился. Не было тем, связанных отдельно с музыкой, или театром, или кинематографом. Всё было достаточно обтекаемо и нейтрально, везде можно писать и о книгах. Можно предположить, что и резервные темы для пересдачи не будут привязаны к конкретному виду искусства, тогда можно обойтись домашними заготовками. Но, надеюсь, до пересдачи дело не дойдёт. Все получат зачёт, и мы будем вместе готовиться к сочинению в формате ЕГЭ и тестовой части.
Оставайтесь на канале "Люблю читать, люблю писать"
Кто-нибудь выбирал тему по пятому направлению? Если да - то вы герои. Для меня там сложно почти всё.